Киноэтнография Леонида Капицы (на примере фильма "По берегам и островам Баренцева моря")

Бесплатный доступ

Визуально-антропологические опыты в России имеют более чем вековую историю, отразившуюся, в частности, в корпусе советских этнографических фильмов 1920-1930-х годов. Данная статья, основанная на текстовых и визуальных материалах, задается целью введения в научный оборот информации об этнофильме «По берегам и островам Баренцева моря» (1929) одного из первопроходцев этнографического кино, профессионального исследователя Л. Л. Капицы как многослойном визуально-антропологическом документе. Анализируя архивные данные и изданные свидетельства современников, автор статьи прослеживает эволюцию творчества Л. Л. Капицы в связи с параллельными процессами в государственной национально-культурной политике и в этнографической науке. В силу специфики немого кино итоговый фильм «По берегам и островам Баренцева моря» представляет собой своеобразный кинотекст, состоящий из примерно равнозначного количества перемежающихся в повествовании кинокадров и текстовых титров. А потому методом анализа фильма как визуально-текстового произведения явилась его исследовательская расшифровка - представление в виде кинотекста. Исходя из рассмотрения фильма в социально-историческом контексте, делаются выводы о феномене этнографического фильма как эффективной форме исследовательского познания, позволяющего зафиксировать культуры снимаемого и снимающего и транслировать во времени не только фактические события, но и их столь важный для антропологического изучения образно-эмоциональный контекст, а также о потенциале кино как информативного исторического источника.

Еще

Этнографическое кино, визуальная антропология, леонид капица, ненцы

Короткий адрес: https://sciup.org/147226489

IDR: 147226489   |   DOI: 10.15393/uchz.art.2019.378

Список литературы Киноэтнография Леонида Капицы (на примере фильма "По берегам и островам Баренцева моря")

  • Александров Е. В. Центростремительный вектор в безграничьи визуальной антропологии // Сибирские исторические исследования. 2017. № 3. С. 11-28.
  • Арзютов Д. В. Этнограф с кинокамерой в руках: Прокофьевы и начало визуальной антропологии самодийцев // Антропологический форум. 2016. № 29. С. 187-219.
  • Головнев И. А. Национальная политика на экране: становление советского этнографического кино в 1920-х - начале 1930-х гг. // Вестник Российской нации. 2018. № 1. С. 95-106.
  • Головнев И. А. Феномен советского этнографического кино (творчество А. А. Литвинова). М.: ИЭА РАН, 2018. 226 с.
  • Ивановская Н. И., Чувьюров А. А. Леонид Капица. Между наукой и кино // Регион. 2017. № 6. С. 32-36.
  • Капица П. Л. Письма о науке. 1930-1980. М.: Московский рабочий, 1989. 416 с.
  • Мартин Т. Империя «положительной деятельности». Нации и национализм в СССР, 1923-1939. М.: Российская политическая энциклопедия, 2011. 664 с.
  • Папава М. Г. Молодость ушедшего друга // Искусство Кино. 1967. № 3. С. 84-86.
  • Слезкин Ю. В. Советская этнография в нокдауне // Этнографическое обозрение. М., 1993. № 2. C. 113-125.
  • Соловей Т. Д. От «буржуазной» этнологии к «советской» этнографии. История отечественной этнологии первой трети XX в. М.: Институт этнологии и антропологии РАН, 1998. 298 с.
  • Тишков В. А. Наука и жизнь: диалоги с учеными. СПб.: Алетейя, 2008. 176 с.
  • Финно-угорский мир в фотографиях и документах: наследие Л. Л. Капицы / Авт.-сост. Н. И. Ивановская, А. А. Чувьюров. СПб.: ЛИК, 2017. 124 с.
  • Garnder R. The impulse to preserve: reflections of a filmmaker. New York: Other Press, 2006. 372 p.
  • Heider K. Ethnographic film. University of Texas Press, 2006. 161 p.
  • MacDougall D. The corporeal image: film, ethnography and the senses. Princeton University Press, 2006. 312 p.
  • Rouch J. Cine-ethnography. University of Minnesota Press, 2003. 400 p.
  • Ruby J. Picturing culture: exploration of the film and anthropology. University of Chicago Press, 2000. 339 p.
Еще
Статья научная