Керамика из новых курганов тасмолинской культуры

Автор: Бейсенов Арман Зияденович, Ломан Валерий Григорьевич, Шашенов Дархан Тастемирович

Журнал: Нижневолжский археологический вестник @nav-jvolsu

Рубрика: Статьи

Статья в выпуске: 1 т.21, 2022 года.

Бесплатный доступ

Судя по имеющимся археологическим материалам, в тасмолинских могилах глиняная посуда отсутствует. В ранних публикациях материалов этой культуры специально отмечалась такая особенность погребального обряда. В исследованиях XXI в. значительно расширился объем источников, были открыты новые категории памятников, в том числе курганы элиты, поселения. Возросший интерес к тасмолинской керамике был продиктован фактами нахождения обломков глиняной посуды в новых курганах, возможностями сравнения их с керамикой из поселений. Новые исследования подтвердили факт отсутствия глиняной посуды в могилах. При этом в настоящее время увеличиваются данные о «курганной» керамике. Согласно данным раскопок изредка целые сосуды, чаще их обломки, оставляли в насыпи курганов. Такая ситуация характерна для погребальных памятников раннесакского времени Саяно-Алтая, где фрагменты глиняной посуды находят в наземной части сооружения. В сообщении приводятся результаты технико-технологического анализа керамики из двух курганов тасмолинской культуры. В кургане 1 могильника Кызылжартас найдены 16 фрагментов, принадлежавших 8 сосудам. В кургане 1 могильника Каражартас-2 обнаружено 40 фрагментов от 7 сосудов. Оба могильника находятся на территории Шетского района Карагандинской области, на расстоянии 2,6 км друг от друга. Дата исследованных курганов не выходит за пределы VII-V вв. до н.э. По внешним особенностям керамика из двух курганов очень близка между собой. Результаты технико-технологического анализа показали, что по способам изготовления эта керамика имеет сходство и с глиняной посудой из поселений Центрального Казахстана.

Еще

Центральный казахстан, тасмолинская культура, сакская эпоха, могильник, курган, керамика, технико-технологический анализ, гончарные традиции

Короткий адрес: https://sciup.org/149140598

IDR: 149140598   |   DOI: 10.15688/nav.jvolsu.2022.1.1

Список литературы Керамика из новых курганов тасмолинской культуры

  • Бейсенов А. З., 2002. К проблеме поиска и изучения поселений раннего железного века Центрального Казахстана // Исторична наука: проблеми розвитку. Луганск: Восточно-Украинский университет им. В. Даля. С. 9–12.
  • Бейсенов А. З., 2015. Поселения и могильники сакской эпохи Центрального Казахстана // Сакская культура Сарыарки в контексте изучения этносоциокультурных процессов Cтепной Евразии. Алматы: НИЦИА «Бегазы-Тасмола». С. 11–38.
  • Бейсенов А. З., 2018. Тасмолинские погребения могильника Кызыл // Современные решения актуальныхпроблем Евразийской археологии. Вып. 2. Барнаул: АлтГУ. С. 139–149.
  • Бейсенов А. З., 2021. Тасмолинский курган с каменными изваяниями в могильнике Кызылжартас // Творец культуры. Материальная культура и духовное пространство человека в свете археологии, истории и этнографии. СПб.: ИИМК РАН. С. 261–277.
  • Бейсенов А. З., Исмагулова А. О., 2007. Археолого-антропологические данные из могильника Едирей-3 // Историко-культурное наследие Сарыарки. Караганда: КарГУ. С. 163–172.
  • Бейсенов А. З., Ломан В. Г., 2007. О керамике поселений раннего железного века Керегетас-2, Едирей-1, Едирей-3 (Центральный Казахстан) // Историко-культурное наследие Сарыарки. Караганда: КарГУ. С. 156–163.
  • Бейсенов А. З., Ломан В. Г., 2008. Керамика из курганов раннего железного века Центрального Казахстана // Известия НАН РК. Серия общественных наук. № 1. С. 35–41.
  • Бейсенов А. З., Ломан В. Г., 2009. Древние поселения Центрального Казахстана. Алматы: «Iнжу-Маржан»полиграфия. 264 с.
  • Бобринский А. А., 1978. Гончарство Восточной Европы. Источники и методы изучения. М.: Наука. 272 с.
  • Варфоломеев В. В., Дмитриев Е. А., Ломан В. Г., 2019. Могильник Коржар – новый памятник эпохи бронзы Центрального Казахстана // История и археология Семиречья. Вып. 6. Алматы: Ин-т археологии им. А.Х. Маргулана МОН РКС. С. 50–75.
  • Грач А. Д., 1980. Древние кочевники в центре Азии. М.: Наука. 256 с.
  • Кадырбаев М. К., 1966. Памятники тасмолинской культуры // Древняя культура Центрального Казахстана / А. Х. Маргулан, К. А. Акишев, М. К. Кадырбаев, А. М. Оразбаев. Алматы: Наука. С. 303–433.
  • Кирюшин Ю. Ф., Тишкин А. А., 1997. Скифская эпоха Горного Алтая. Ч. 1: Культура населения в раннескифское время. Барнаул: АлтГУ. 232 с.
  • Ломан В. Г., Кукушкин И. А., 2011. К вопросу о культе плодородия у андроновцев (федоровцев) // Археология Казахстана в эпоху независимости: итоги, перспективы. Т. I. Алматы: Ин-т археологии им. А.Х. Маргулана. С. 278–280.
  • Ломан В. Г., Кукушкин И. А., 2012. Могильник Дарьинский // Археология и история Сарыарки. Караганда: КарГУ. С. 81–106.
  • Марсадолов Л. С., 1999. Пазырыкский феномен и попытки его объяснения // Итоги изучения скифской эпохи Алтая и сопредельных территорий. Барнаул: АлтГУ. С. 104–108.
  • Марсадолов Л. С., 2004. Глиняные сосуды Горного Алтая VIII–III вв. до н.э. // Археология и этнография Алтая. Вып. 2. Горно-Алтайск: Институт алтаистики им. С.С. Суразакова. С. 37–51.
  • Тишкин А. А., Горбунов В. В., 2005. Комплекс археологических памятников в долине р. Бийке (Горный Алтай). Барнаул: АлтГУ. 200 с.
  • Шульга П. И., 1999. Этнокультурная ситуация в Горном Алтае и северо-западных предгорьях в VII–III вв. до н.э. // Итоги изучения скифской эпохи Алтая и сопредельных территорий. Барнаул: АлтГУ. С. 245–250.
Еще
Статья научная