Картины с выставки "Человек. Война. Победа": особенности претворения метода реализма

Автор: Парфентьева Наталья Владимировна, Разуев Анатолий Владимирович

Журнал: Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки @vestnik-susu-humanities

Рубрика: Искусствоведение

Статья в выпуске: 3 т.20, 2020 года.

Бесплатный доступ

В статье освещается выставка в Зале искусств Южно-Уральского государственного университета, посвященная 75-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Уникальность выставки в том, что впервые за 17 лет существования Зал не смог пригласить зрителей на ее открытие из-за пандемии коронавируса. И все же выставка состоялась, но не в реальном, а в виртуальном пространстве. В качестве центрального экспоната представлена копия картины Ю. Непринцева «Отдых после боя» из коллекции Художественного музея университета. Однако новый формат позволил расширить и обогатить смысловое поле экспозиции. В дополнение к работе Непринцева в виртуальном пространстве были представлены репрезентативные произведения советских художников 1940-х гг., которые стали символами Победы: «Подписание акта о безоговорочной капитуляции Германии», созданное М. Куприяновым, П. Крыловым и Н. Соколовым (Кукрыниксами) из коллекции Челябинского государственного музея изобразительных искусств и «Письмо с фронта» А. Лактионова (Третьяковская галерея). Работы Кукрыниксов, Непринцева и Лактинонова раскрывают важнейшие грани концепции выставки «Человек. Война. Победа»: предчувствие победы и уверенность в ней в тылу и на фронте, что привело к победному завершение страшной войны. В статье авторами выявляются черты стиля социалистического реализма, объединяющие все экспонируемые произведения: правдивое изображение события, его осмысление в духе социального равенства и справедливости, народность, типизация образов, оптимизм, конкретность, опора на традиции русской школы живописи, в особенности В. Сурикова и И. Репина. Специально исследованы заимствования Ю. Непринцевым некоторых художественных приемов И. Репина, использованных им в картине «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».

Еще

Социалистический реализм, работы советских художников 1940-х гг. о великой отечественной войне, кукрыниксы, ю. непринцев, а. лактионов, и. репин

Короткий адрес: https://sciup.org/147233419

IDR: 147233419   |   DOI: 10.14529/ssh200311

Список литературы Картины с выставки "Человек. Война. Победа": особенности претворения метода реализма

  • Морозов, А. И. Соцреализм и реализм /А. И. Морозов. — Москва : Галарт, 2007 — 271 с.
  • Мямлин, И. Г. Юрий Непринцев /И. Г. Мямлин. — Ленинград : Искусство, 1976. — 181 с.
  • Непринцев, Ю. М. Как я работал над картиной «Отдых после боя» /Ю. М. Непринцев //Из творческого опыта. — Вып. 1. — Москва : Сов. художник, 1955. — С. 53—85.
  • Непринцев, Ю. М. Сила психологического проникновения / Ю. М. Непринцев // Художник. — 1969. — № 6. — С. 14—16.
  • Николаева, Е. В. Александр Иванович Лактионов / Е. В. Николаева, И. Г. Мямлин. — Ленинград : Художник РСФСР, 1978. —176 с.
  • Парфентьева, Н. В. Высокое искусство в культурной жизни университета / Н. В. Парфентьева, С. Д. Ворошин // Вестник Южно-Уральского государ-ственногоуниверситета. Серия: Социально-гуманитарные науки, 2019. — Т. 19, № 1. — С. 66—76.
  • Парфентьева, Н. В. К разработке концепции выставочной и образовательной деятельности университетского зала искусств / Н. В. Парфентьева, Н. П. Парфентьев // Вестник Южно-Уральского государ-ственногоуниверситета. Сер.: Социально-гуманитарные науки. — 2009. — Вып. 12. — С. 57—63.
  • Парфентьева, Н. В. Основные направления деятельности университетского музея искусств и их научно-методическое обеспечение /Н. В. Парфентьева, Н. П. Парфентьев //ВестникЮжно-Уральского государственного университета. Сер.: Социально-гуманитарные науки. — 2009. — Вып. 13. — С. 48—51.
  • Твардовский, А. Т. Василий Теркин: поэма / А. Т. Твардовский // День Победы. Классика военной литературы. — Москва : Эксмо, 2015. — 256 с.
  • Parfentieva, N. V. "Madonna of Demidovs" and "Madonna ofStroganovs": to the question of the sociocul-tural space forming / N. V. Parfentieva, N. P. Parfentiev, S. D. Voroshin // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences. 2019. — V. 13, № 7. — P. 1216—1239.
  • Parfentieva, N. V. University Art Museum: the Basic Directions of Activity and Their Scientific and Teaching Aids / N. V. Parfentieva, N. P. Parfentiev // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences. 2010. — V. 3 (3). — P. 413—421.
  • Voroshin, S. D. Development of the Students'Cultural Identity in the Course of Exhibition Activities of the University Art Museum Aids / S. D. Voroshin // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences. 2017. — Vol. 7. — P. 1083—1089.
  • Voroshin, S. D. On the Problem of the Studentship's Cultural Identity Development / S. D. Voroshin // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences. 2017. — Vol. 9. — P. 1450—1458.
Еще
Статья научная