Как создается мир фэнтези (к вопросу о требовании психологического правдоподобия в фантастике)

Автор: Гусарова Анна Дмитриевна

Журнал: Ученые записки Петрозаводского государственного университета @uchzap-petrsu

Рубрика: Филология

Статья в выпуске: 1 (162), 2017 года.

Бесплатный доступ

Рассматривается один из критериев бытования жанра фэнтези, в частности русской фэнтези конца 90-х годов ХХ века. Этим критерием является особая жанрообразующая деталь - специфика психологического правдоподобия в фантастике. Этого правдоподобия стараются добиться все писатели фэнтези, создавая свой вымышленный невозможный мир, образующийся в процессе игровой интерпретации как мира реального, исторического, так и мира вторичного, внесюжетного, который обрамляет фантастический сюжет, своеобразное преломление приема «текст в тексте». Таким образом, писатель-фантаст стремится к тому, чтобы всеми доступными способами создать отношение вторичного фантастического мира к самому себе, текстуально-иллюстративное переживание себя. Для этих целей художественный фантастический сюжет обогащается системой карт вторичного мира, выдуманными языками, вторичной литературой, вторичным фольклором и мифом.

Еще

Игровая интерпретация, парадоксальная достоверность изображения невероятного, внесюжетная реальность, вторичный мир, вторичное свидетельство, "текст в тексте"

Короткий адрес: https://sciup.org/14751152

IDR: 14751152

Список литературы Как создается мир фэнтези (к вопросу о требовании психологического правдоподобия в фантастике)

  • Лазарчук А. Успенский М. Посмотри в глаза чудовищ: . М.: Эксмо-Пресс, 2001. 539 с.
  • Толкиен Дж. Р. Р. Сильмариллион. Эпос нолдоров/Пер. с англ. Л. Эстель. М.: Гиль Эстель, 1992. 416 с.
  • Бушков А. Сварог: Нечаянный король. Красноярск: БОНУС; М.: Олма-Пресс, 2001. 512 с.
  • Чирков В. Замок на стыке миров: . СПб.: Азбука, 1997. 380 с.
  • Дивов О. Предатель. Молодые и сильные выживут. Толкование сновидений. М.: Эксмо, 2003. 636 с.
  • Дяченко М. и С. Ритуал: Повести и рассказы. М.: АСТ, 2000. 425 с.
  • Ночкин В. Меняла. Обычное дело: . СПб.: Азбука-классика, 2004. 384 с.
  • Лукьяненко С. Близится утро: Фантаст, роман. М.: ООО АСТ, 2000. 384 с.
  • Семенова М. Волкодав: . СПб.: Азбука, 1997. 605 с.
  • Логинов С. Многорукий бог далайна: . СПб.: Терра, 1997. 476 с.
  • Олди Г Л. Я возьму сам: Роман. М.: ЗАО ЭКСМО-Пресс, 1998. 480 с.
  • Берковский Н.Я. Романтизм в Германии. СПб.: Азбука-классика, 2001. 512 с.
  • Дворак Е.Ю. Неомифологические элементы в жанре детского фэнтези (на материале повести С. Лукьяненко «Мальчик и Тьма»)//Сборник научых трудов студентов, аспирантов и соискателей. 2014. Вып. 2. М.: ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2014. С. 159-163.
  • Кострова О.А. Теория возможных миров в анализе художественных произведений жанра фэнтези//Университетские чтения: Материалы научно-методических чтений ПГЛУ, 13-14 января 2011. Ч. II. Пятигорск, 2011. С. 33-38.
  • Лакассен Ф. Сравнительный анализ архетипов популярной литературы и комикса: Пер. с фр.//Новое литературное обозрение. 1996. № 22. С. 129-141.
  • Леви-Стросс К. Структура и форма: размышления над одной работой Владимира Проппа//Зарубежные исследования по семиотике фольклора: Сб. ст. М., 1985. С. 9-34.
  • Лотман Ю.М. Структура художественного текста. М.: Искусство, 1970. 384 с.
  • Оден У.Х. В поисках героя/Пер. с англ. Д. Афиногенов//Толкин Д. Сильмариллион: пер. с англ. М., 2001. С. 549-572.
  • Померанцева Э.В. Мифологические персонажи в русском фольклоре. М.: Наука, 1975. 191 с.
  • Пономарев Е. Книжка на все случаи жизни//Новый мир. 1997. № 11. С. 217-221.
  • Сапковский А. Вареник, или Нет золота в Серых горах//Нет золота в Серых горах. Мир Короля Артура: Критические статьи. Бестиарий/Пер. с пол. Е.П. Вайсброта. М., 2002. С. 120-126.
  • Скворцов В.В. Вымышленные языки в поэтике фантастической прозы США второй половины ХХ века: Дис.. канд. филол. наук. СПб., 2015. 201 с. . Режим доступа: https://disser.spbu.ru/disser2/disser/Skvortsov_vv_dissert.pdf (дата обращения 12.06.2016).
  • Смирнов И.П. От сказки к роману//История жанров в русской литературе Х-XVII вв. Л.: АН СССР, Ин-т рус. лит. (Пушкинский Дом), 1972. С. 284-320.
  • Стеблин-Каменский М.Н. Мир саги. Становление литературы. Л.: Наука, 1984. 245 с.
  • Тамарченко Е.Д. Мир без дистанции: (о художественном своеобразии современной научной фантастики)//Вопросы литературы. 1968. № 11. С. 96-115.
  • Тарасов Е.Ф. Текст: проблемы формирования навыков смыслового восприятия//Аспекты изучения текста: Сб. науч. тр. М., 1981. С. 109-113.
  • Толкачева В.С. Реальные факты и вымысел в романе М.В. Семеновой и А. Константинова «Меч мертвых»//Эстетико-художественное пространство мировой литературы: Материалы междунар. научно-практ. конф. «Славянская культура: истоки, традиции, взаимодействие. XIII Кирилло-Мефодиевские чтения», г. Москва, 15 мая 2012 г. М.; Ярославль: Ремдер, 2012. С. 184-189.
  • Толкиен Дж. Р.Р. Сильмариллион. Эпос нолдоров/Пер. с англ. Л. Эстель. М.: Гиль Эстель, 1992. 416 с.
  • Троицкий С. Мир Хайборийской эры//Говард Р. Конан и четыре стихии: Пер. с англ. СПб., 1992. С. 3-11.
  • Чернышева Т.А. Природа фантастики. Иркутск: Изд-во Иркутского ун-та, 1984. 330 с.
Еще
Статья научная