К вопросу об интерпретации знаков на игральных костях катакомбной культуры

Автор: Сотникова С.В.

Журнал: Краткие сообщения Института археологии @ksia-iaran

Рубрика: Бронзовый век

Статья в выпуске: 255, 2019 года.

Бесплатный доступ

В статье предложен новый подход к интерпретации знаков на катакомбных игральных костях (октаэдрах). Автор исходит из предположения, что ромбовидная плоскость кости вместе с нанесенным знаком представляли собой одно целое и должны интерпретироваться с учетом этой специфики. Население катакомбной культуры (культур) Л. С. Клейн убедительно связывает с индоариями. У ведийских ариев существовали сакральные числа, которые отражали основные этапы космогенеза. Сопоставление с текстом «Ригведы» позволило, с определенной долей вероятности, реконструировать катакомбный числовой ряд на игральных костях - 1, 2, 3, 4. Катакомбные фигурные знаки на ромбической плоскости представляли наглядную символику этапов космогенеза, которая, возможно, отчасти соответствовала концепции ведийских ариев. Однако ведийские представления о мире, безусловно, отличались большей сложностью. Катакомбные наборы, состоящие из нескольких костей, вероятно, использовались для создания сакральных чисел, представляющих составную целостность (например, 7 или 12). Катакомбные кости могли использоваться в ритуалах, включающих игровую составляющую, где требовалось отождествление сакральных чисел с этапами космогенеза.

Еще

Эпоха средней бронзы, евразийские степи, катакомбная культура, игральные кости, интерпретация знаков, сакральные числа, космогенез

Короткий адрес: https://sciup.org/143168957

IDR: 143168957

Список литературы К вопросу об интерпретации знаков на игральных костях катакомбной культуры

  • Бочкарев В. С., Бестужев Г. Н., Бианки А. М., Трифонов В. А., 1991. Раскопки курганов у станции Брюховецкой Краснодарского края в 1978 г. // Древние культуры Прикубанья (по материалам археологических работ в зонах мелиорации Краснодарского края) / Ред. В. М. Массон. Л.: Наука. С. 3-58.
  • Елизаренкова Т. Я., 1999. Мир идей ариев Ригведы // Ригведа. Мандалы V-VIII. М.: Наука. С. 452-479.
  • Елизаренкова Т. Я., Топоров В. Н., 1997. О ведийской загадке типа brahmodya // Из работ московского семиотического круга / Сост. Т. М. Николаева. М.: Языки русской культуры. С. 303-338.
  • Клейн Л. С., 1997. Происхождение нуля, или древнейшая эволюция игры в кости между Дунаем и Индом // Стратум: структуры и катастрофы. Сборник символической индоевропейской истории / Ред. М. Е. Ткачук, И. В. Манзура, Л. А. Мосионжник. СПб.: Нестор. С. 47-66.
  • Клейн Л. С., 2013. Индоарии в степях // Клейн Л. С. Этногенез и археология. Т. 2: Арии и varia. СПб.: Евразия. С. 290-328.
  • Ковалева И. Ф., Андросов А. В., Шалобудов В. Н., Мартюшенко Д. В., 1989. Курганы эпохи бронзы степного Правобережья Днепра // Проблемы археологии Поднепровья / Ред. И. Ф. Ковалева. Днепропетровск: ДГУ. С. 4-26.
  • Кривцова-Гракова О. А., 1962. Погребения бронзового века и предскифского времени на Никопольском курганном поле // Памятники скифо-сарматской культуры / Ред. К. Ф. Смирнов. М.: АН СССР. С. 5-55. (МИА; № 115.)
  • Огибенин Б. Л., 1968. Структура мифологических текстов «Ригведы» (Ведийская космогония). М.: Наука. 1968. 115 с.
  • САнжаров С. Н., 1988. Погребения донецкой катакомбной культуры с игральными костями // СА. № 1. С. 140-158.
  • Семенцов В. С., 1981. Проблемы интерпретации брахманической прозы. Ритуальный символизм. М.: Наука.. 182 с.
  • Синюк А. Т., Березуцкий В. Д., 1996. Погребения эпохи бронзы Второго и Третьего Власовских могильников // Археологические исследования высшей педагогической школы / Ред. А. Т. Синюк. Воронеж: ВГПУ. С. 89-107.
  • Федорова-Давыдова Э. А., 1983. Раскопки курганной группы Шахаевская II на р. Маныче // Древности Дона / Ред. Ю. А. Краснов. М.: Наука. С. 35-87.
Еще
Статья научная