К вопросу об интерпретации захоронений некрополя Древнего Мерва

Автор: Михеева Китаева А.А.

Журнал: Краткие сообщения Института археологии @ksia-iaran

Рубрика: Проблемы и материалы

Статья в выпуске: 247, 2017 года.

Бесплатный доступ

Некрополь Древнего Мерва (II-VII вв. н. э.) - уникальный археологический памятник, расположенный недалеко от современного г. Байрам-Али в Туркмении. Планомерные раскопки этого памятника позволили специалистам-археологам детально изучить погребальный обряд зороастрийского населения Парфии. Помимо захоронений в оссуариях и сосудах-оссуариях, на некрополе были встречены захоронения по обряду трупоположения: в могильных ямах, обложенных жжеными кирпичами, и в гробах цилиндрической формы, которые некоторыми учеными были отнесены к христианскому населению Мерва, так как, согласно Авесте, зороастрийцам запрещалось погребать своих умерших в земле. Есть ли у нас археологические предпосылки для подобного утверждения или мы должны исходить из общей исторической картины Мерва периода раннего средневековья? При исследовании С. А. Ершовым самого южного холма некрополя были обнаружены четыре надписи квадратным еврейским письмом на сосудах-оссуариях.Могла ли часть некрополя принадлежать иудейской общине Мерва или это все же единичные случаи захоронения иудеев на зороастрийском кладбище? Вполне вероятно, что религиозная система в древнем Мерве была такова, что позволяла соседство на одном некрополе зороастрийских погребений и погребений иноверцев.

Еще

Парфянское и сасанидское время, парфия, некрополь древнегомерва, зороастрийские оссуарии, погребения по христианскому погребальному обряду, керамические гробы цилиндрической формы, надписи квадратным еврейскимписьмом, иудеи

Короткий адрес: https://sciup.org/143163922

IDR: 143163922

Список литературы К вопросу об интерпретации захоронений некрополя Древнего Мерва

  • Бадер А. Н., Гаибов В. А., Кошеленко Г. А., 1996. Мервская митрополия//Традиции и наследие христианского Востока. Материалы международной конференции. М. С. 85-94.
  • Беленицкий А. М., Маршак Б. И., Распопова В. И., Исаков А. И., 1982. Раскопки древнего Пенджикента в 1976 г.//Археологические работы в Таджикистане. Вып. XVI: 1976 г. Душанбе: Дониш. С. 197-221.
  • Бурякова Э. Ю., Буряков Ю. Ф., 1973. Новые археологические материалы к стратиграфии средневекового Самарканда (по раскопкам на площади Регистан в 1969-1971 гг.)//Афрасиаб. Вып. II. Ташкент: Фан. С. 209-211.
  • Владимирский В., 1870а. Погребение у древних христиан//Душеполезное чтение. Ч. 1. М.: Катков и К. С. 38-50.
  • Владимирский В., 1870б. Погребение у древних христиан//Душеполезное чтение. Ч. 2. М.: Катков и К. С. 46-55.
  • Владимирский В., 1870в. Погребение у древних христиан//Душеполезное чтение. Ч. 3. М.: Катков и К. С. 201-209.
  • Воронина В. Л., 1952. Строительная техника древнего Хорезма.//Труды Хорезмской археологической экспедиции. Т. 1. М.; Л. С. 87-104.
  • Гертман А. Н., 1979. Некоторые особенности маркировки сырцовых кирпичей Средней Азии//Этнография и археология Средней Азии. М. С. 70-73.
  • Горячева В. Д., 1988. Город золотого верблюда. Краснореченское городище. Фрунзе: Илим. 115 с.
  • Дресвянская Г. Я., 1989. Некрополь Старого Мерва//ТЮТАКЭ. Т. XIX: Древний Мерв/Под ред. М. Е. Массона. C. 122-163.
  • Ершов С. А., 1959. Некоторые итоги археологического изучения некрополя с оссуарными захоронениями в районе города Байрам-Али (раскопки 1954-1956 гг.)//Труды Института истории, археологии, и этнографии АН Туркм. ССР. Т. V. Ашхабад: АН ТССР. С. 160-204.
  • ЗандМ., 1988. Расселение евреев в Средней Азии в древние времена и в раннем Средневековье//Пеамим. № 35. С. 4-11.
  • «История» ат-Табари: избранные отрывки/Пер. с араб. В. И. Беляева. Ташкент: Фан, 1987. С. 24-30.
  • Клевань А., 1976. Еврейская надпись из Средней Азии//Иеда-ам. 18.
  • Клевань А., 1979. Еврейские надписи на оссуариях, найденных в Центральной Азии//Кадмонийот, 1979. Т. 12. № 2-3. С 91-92 (на яз. иврит)
  • Кольченко В. А., 2013. Кара-Джигачское (При-Пишпекское) средневековое кладбище (археологический аспект)//I Пасхальные чтения. Традиции дружбы народов России и Средней Азии на протяжении веков: сб. материалов. Бишкек: Инф.-издат. центр Бишкекской и Кыргызстанской епархии. С. 81-83.
  • Кошеленко Г. А., 1965. Отчет о раскопках некрополя древнего Мерва в 1963 г.//Архив ИА РАН. Р-1, № 2884, 2884a.
  • Кошеленко Г. А., Гаибов В. А., 2006. Мерв в период Сасанидов: на перекрестке культур//Этнокультурное взаимодействие в Евразии. Кн. 1. М.: Наука. С. 356-362.
  • Литвинский Б. А., 1983. Погребальные сооружения и погребальная практика в Парфии (к вопросу о парфяно-бактрийских соответствиях)//Средняя Азия, Кавказ и зарубежный Восток в Древности. М.: Наука. С. 81-122.
  • Мейтарчиян М. Б., 2001. Погребальные обряды зороастрийцев. М.: Летний сад. 248 с.
  • Наймарк А. И., 1996. Следы еврейской культуры в Согде//Вестник еврейского университета. Вып. 1 (11), 1996. С. 75-83.
  • Никитин А. Б., 2001. К истории христианства в Мерве//Пилигримы. СПб.: Изд-во ГЭ. С. 39-41.
  • Носовский М., 2005. Бухара, Самарканд и далее. Очерки по истории бухарских евреев и других еврейских общин Востока. Нью-Йорк: Центр «Рошнои». С. 27.
  • Обельченко О. В., 1969. Некрополь Древнего Мерва (материалы раскопок 1955 г.)//ТЮТАКЭ. Т. XIV. С. 86-99.
  • Пантусов Н. Н., 1886. Христианское кладбище близ города Пишпека (Семиреченской области) в Чуйской долине//Записки Восточного отделения Императорского Русского археологического общества. Т. 1: 1886. СПб.: Тип. Имп. Акад. наук. С. 74-83.
  • Пантусов Н. Н., 1887. Описание при-Пишпекского христианско-несторианского кладбища . СПб. 7 с.
  • Погребение и траур//Еврейская энциклопедия. Свод знаний о еврействе и его культуре в прошлом и настоящем. Т. 12. М.: Терра, 1991. С. 604-609.
  • Пугаченкова Г. А., 1971. Новое в изучении Дальверзин-тепе (К истории бактрийско-кушанской городской культуры)//СА. № 4. С. 186-203.
  • Раимкулов А. А., 2001. Христианские погребальные цилиндры из Коштепа Нахшабского//История материальной культуры Узбекистана. Вып. 32. Ташкент: Фан. С. 147-149.
  • Распопова В. И., 2014. Христиане в Пенджикенте в VIII в.//Археология древних обществ Евразии: хронология, культурогенез, религиозные воззрения: памяти Вадима Михайловича Массона. СПб.: ИИМК РАН: Арт-Экспресс. С. 154-160. (Труды ИИМК РАН; т. XLII.)
  • Ртвеладзе Э. В., 2004. Евреи-иудаисты в доисламской Средней Азии//Евреи в Средней Азии: вопросы истории и культуры: сб. науч. ст. Ташкент: Фан. С. 5-12.
  • Сусенкова Р. С., 1969. Некрополь Древнего Мерва (материалы раскопок 1956 г.)//ТЮТАКЭ. Т. XIV. С. 100-108.
  • Толстов С. П., 1948 Древний Хорезм. Опыт историко-археологического исследования. М. С. 94
  • Торгоев А. И., 2014. Тань-Шанская археологическая экспедиция: основные итоги работ 2007-2013 годов//Экспедиции. Археология в Эрмитаже. СПб.: Славия. С. 311-330.
  • Трофимова Т. А., 1959. Черепа из оссуарного некрополя возле Байрам-Али (Южная Туркмения)//Труды института истории, археологии и этнографии АН Туркм. ССР. Т. V. Ашхабад: АН ТССР. С. 205-217.
  • Филанович М. И., 1961. Сырцовые кирпичи с клеймами древнего Мерва. Известия АН ТуркмССР, сер. Общественных наук. Вып. 1. С. 43.
  • Фирдоуси А., 1989. Шахнаме. Т. VI: От начала царствования Йездгерда, сына Бахрама Гура, до конца книги/Пер. Ц. Б. Бану-Лахути, В. Г. Берзнева. М.: Наука. 639 с.
  • Фрай Р., 2002. Наследие Ирана. М.: Вост. лит. РАН. 463 с.
  • Шишкина Г. В., 1994. Несторианское погребение в Согде самаркандском//Из истории древних культов. Христианство/Под ред. Л. И. Жуковой. Ташкент: Гл. ред. энцикл. С. 56-58.
  • Энциклопедический словарь. Т. 24/Под ред. И. Е. Андреевского. СПб.: Ф. А. Брокгауз, И. А. Ефрон, 1898. С. 40-42.
  • Cabrol F., 1907. Dictionnaire d'archeologie chretienne et de liturgie. T. I. Paris: Letouzey et Ané.
  • Koshelenko G., Bader A., Gaibov V., 1995. The Beginnings of Christianity in Merv//Iranica Antiqua, Vol. XXX. P. 55-70.
  • Zand M., 1989. Bukharan Jews//Encyclopedia Iranica. Vol. IV, Fac. 5. New York; London. P. 530-545.
  • Livshits V., Usmanova Z. I., 1994. New Parthian Inscriptions from Old Merv//Irano-Judaica III. Jerusalem. P. 103-104.
Еще
Статья научная