К вопросу о выделении ангарского стиля

Бесплатный доступ

Статья посвящена анализу изображений, относимых исследователями к ангарскому стилю. Это понятие прижилось в археологической литературе, однако до сих пор нет его четкой дефиниции, вследствие чего существуют различные точки зрения относительно распространения и хронологии этой традиции. Целью настоящего исследования являются выделение собственно ангарского стиля, а также решение сопутствующих вопросов, таких как время бытования традиции, степень ее взаимодействия с наскальным искусством Западной и Южной Сибири. В работе проанализированы три палимпсеста со II Каменного острова на р. Ангаре по материалам фонда А.П. Окладникова в Санкт-Петербургском филиале Архива РАН, на основе чего прослежена динамика внутреннего развития стиля. В результате анализа всех изображений, относимых исследователями к данной изобразительной традиции, выделен ареал собственно ангарского стиля, включающий памятники Прибайкалья (Ангара и верхняя Лена) и правобережья среднего Енисея, а также его локального варианта (памятники бассейнов среднего течения Лены, Алдана и Олёкмы). Сделан вывод о том, что прибайкальская традиция оказала влияние на сложение яркой и узнаваемой иконографии томских лосей на начальных этапах ее формирования, однако изображения Томской писаницы и других близких памятников, традиционно обозначаемые как ангарский стиль, необходимо рассматривать в качестве самостоятельной традиции в контексте культур эпохи бронзы.

Еще

Наскальное искусство, ангарский стиль, изображения лосей, сибирь, томская писаница, окуневская культура, шалаболинская писаница

Короткий адрес: https://sciup.org/145145760

IDR: 145145760   |   DOI: 10.17746/1563-0102.2016.44.2.069-080

Список литературы К вопросу о выделении ангарского стиля

  • Аникович М.В. О культурной принадлежности неолитических памятников Верхнего Приобья//Этногенез народов Северной Азии: мат-лы конф. -Новосибирск, 1969. -С. 62-64.
  • Вадецкая Э.Б. Изваяния окуневской культуры//Вадецкая Э.Б., Леонтьев Н.В., Максименков Г.А. Памятники оку-невской культуры. -Л.: Наука, 1980. -С. 37-81.
  • Гиря Е.Ю., Дроздов Н.И., Дэвлет Е.Г., Макулов В.И. О работах по трасологическому изучению петроглифов Шалаболино//Наскальное искусство в современном обществе: К 290-летию открытия Томской писаницы: мат-лы Междунар. науч. конф. -Кемерово, 2011. -Т. 2. -С. 201-207.
  • Горюнова О.И., Новиков А.Г. Антропоморфная, зооморфная и солярная символика на сосудах бронзового века Прибайкалья//Археология, этнография и антропология Евразии. -2009. -№ 4. -С. 76-82.
  • Заика А.Л. Антропоморфные личины Нижней Ангары в контексте развития наскального искусства Азии//Окуневский сборник: Культура и ее окружение. -СПб.: Элексис Принт, 2006. -С. 330-342.
Статья научная