К вопросу о так называемом савроматском зеркале из кургана "Огуз"

Автор: Кузнецова Татьяна Михайловна

Журнал: Нижневолжский археологический вестник @nav-jvolsu

Рубрика: Статьи

Статья в выпуске: 1 т.19, 2020 года.

Бесплатный доступ

В статье продолжена дискуссия о предмете, который был найден в кургане «Огуз» и в литературе именуется савроматским «зеркалом». У круглого диска (с плоской боковой ручкой) прослежено рифление на двух его сторонах. Назначение такой вещи, не имеющей отражающей поверхности, определить сложно. Однако и «зеркалом» из-за рифления назвать нельзя, поэтому функция предмета пока не определена. Этот предмет располагался под спиной женщины, погребенной в северной нише кургана. Обусловив предмет из кургана «Огуз» как зеркало, его исследователи установили роль зеркал в погребальном обряде Причерноморской Скифии. Ими был выдвинут постулат о том, что зеркала в составе сопровождающего инвентаря, положенные под спиной или левым предплечьем усопшей, фиксируют в V-IV вв. до н.э. погребальные комплексы зависимых женщин Скифии. Однако в расположении зеркал при погребенных для Северопричерноморского региона закономерности не прослеживаются. Это не позволяет представить реальную картину роли зеркал в погребальном обряде скифов или их соседей и уточнить по расположению этих предметов социальный статус погребенных. Такая же картина выявляется и при анализе размещения зеркал в могилах савроматов. Исследования погребального обряда показывают, что кочевников объединяло лишь желание обладателей зеркал предохранить их зеркальную поверхность от повреждения, которое могло исказить образ владельца. Оттого предметы, имеющие двухстороннее рифление на диске, уравнивать с зеркалами, не учитывая различий, представляется нецелесообразным.

Еще

Зеркала, рифление, курган

Короткий адрес: https://sciup.org/149132030

IDR: 149132030   |   DOI: 10.15688/nav.jvolsu.2020.1.3

Список литературы К вопросу о так называемом савроматском зеркале из кургана "Огуз"

  • Абаев В. И., 1958. Историко-этимологический словарь осетинского языка. Т. I. М. ; Л. : Изд-во АН СССР. 655 с.
  • Алексеев А. Ю., 1987. Хронография Скифии второй половины IV в. до н.э. // Археологический сборник Государственного Эрмитажа. Вып. 28. С. 38–51.
  • Андрух С. И., Тощев Г. Н., 1999. Могильник Мамай-Гора. Кн. І. Запорожье : Изд-во Запорожского университета. 231 с.
  • Андрух С. И., 2001. Могильник Мамай-Гора. Кн. ІІ. Запорожье : ИА НАНУ : Изд-во Запорожского университета. 282 с.
  • Андрух С. И., Тощев Г. Н., 2004. Могильник Мамай-Гора. Кн. ІІІ. Запорожье : Изд-во Запорожского университета. 201 с.
  • Андрух С. И., Тощев Г. Н., 2012. Могильник скифского времени Мамай-Гора // Peregrinationes archaeologicae in Asia et Europa. Joanni Chochorowski dedicatae. Krakуw : Wydawnictwo Profil-Archeo. С. 485–490.
  • Андрух С. И., Тощев Г. Н., 2018. Археологические культуры Северного Причерноморья в фокусе Мамай-Горы // Древние некрополи – погребально-поминальная обрядность, погребальная архитектура и планировка некрополей. Труды ИИМК РАН. Т. 47. СПб. : ИИМК РАН, Гос. Эрмитаж. С. 232–240.
  • Бабенко Л. И., 2005. Песочинский курганный могильник скифского времени. Харьков : ИД Райдер. 284 с.
  • Бессонова С. С., 1983. Религиозные представления скифов. Киев : Наукова думка. 138 с.
  • Бидзиля В. И., Болтрик Ю. В., Мозолевский Б. Н., Савовский И. П., 1977. Курганный могильник в урочище Носаки // Курганные могильники Рясные Могилы и Носаки. Киев : Наукова думка. С. 61–158.
  • Битковский О. В., Полин С. В., 1987. Скифский курган у с. Богдановка на Херсонщине (к проблеме хронологии памятников V–IV вв. до н.э.) // Скифы Северного Причерноморья. Киев : Наукова думка. С. 74–85.
  • Болтрик Ю. В. 2001. Поиск усыпальниц Ариапифа и его сыновей // Ольвiя та античний свiт : матеріали наукових читань присвячених 75-річчя утворення історико-культурного заповідника «Ольвія» НАН України. Київ : [б. и]. С. 29–31.
  • Болтрик Ю. В., 2016. Місце Бердянського кургану в системі поховальних пам’яток Скіфії // Старожитності раннього залізного віку. Археологiя i давня iсторiя Украини. Вип. 2 (19). Київ : ІА НАНУ. С. 27–32.
  • Болтрик Ю. В., 2018. Бердянский курган как ключ к пониманию устройства погребальных комплексов скифской элиты // Причерноморье в античное и раннесредневековое время : сб. науч. тр., посвящ. 70-летию проф. В.П. Копылова. Вып. 2. Ростов н/Д : ООО Лаки-Пакург. С. 309–319.
  • Болтрик Ю. В., Фиалко Е. Е., Чередниченко Н. Н., 1994. Бердянский курган // Российская археология. № 4. С. 140–155.
  • Болтрик Ю. В., Фиалко Е. Е., 2010. Скифский курган с ранней уздой из северо-западного Приазовья // Боспорские исследования. Т. 23. С. 104–132.
  • Болтрик Ю. И., Фиалко Е. Е., 2011. Зеркало из кургана Огуз // Восточноевропейские древности скифской эпохи. Воронеж : Издательско-полиграфический центр «Научная книга». С. 85–97.
  • Бунятян Е. П., Чередниченко Н. Н., Мурзин В. Ю., 1977. Скифский могильник у с. Верхнетарасовка // Курганы юга Днепропетровщины. Киев : Наукова думка. С. 59–124.
  • Глебов В. П., 2019. Зеркала раннесарматской культуры Нижнего Подонья // Нижневолжский археологический вестник. Т. 18, № 2. С. 86–104. DOI: https://doi.org/10.15688/nav.jvolsu.2019.2.6
  • Грантовский Э. А., 1980. Проблемы изучения общественного строя скифов // Вестник древней истории. № 4. С. 128–154.
  • Гуляев В. И., 2000. Там, где жили амазонки // Донская археология. № 3–4. С. 38–50.
  • Гуляев В. И., 2018. Скифы Северного Причерноморья в VII–IV вв. до н.э. (старые проблемы – новые решения). М. : ИА РАН. 1007 c.
  • Гуляев В. И., Савченко Е. И., 1999. К вопросу о роли золота в погребальном ритуале скифов // Евразийские древности. 100 лет Б.Н. Гракову: архивные материалы, публикации, статьи. М. : ИА РАН. С. 151–160.
  • Гуцалов С. Ю., 2009. Могильник у с. Песочин под Харьковом в контексте истории древних кочевников Южного Урала // Древности. Харьковский историко-археологический ежегодник. Вып. 8. Харьков : ООО «НТМТ». С. 69–79.
  • Дьяконова В. П., 1975. Погребальный обряд тувинцев как историко-этнографический источник. Л. : Наука. 163 с.
  • Зуев В. Ю., Исмагилов Р. Б., 1999. Курганы у дер. Гумарово в Южном Приуралье // Археологические памятники Оренбуржья. Вып. III. Оренбург : Печатный Дом «ДИМУР». С. 103–123.
  • Кенин-Лопсан М. Б., 1987. Обрядовая практика и фольклор тувинского шаманства. Новосибирск : Наука. 164 с.
  • Кенин-Лопсан М. Б., 2009. Тувинские шаманы. М. : ООО ИПЦ «Маска». 328 с.
  • Королькова Е. Ф., 1997. Об одном типе бронзовых зеркал скифской эпохи // Сообщения Государственного Эрмитажа. Вып. LVII. С. 32–35.
  • Кузнецова Т. М., 2001а. Все зеркала, зеркала... // Материалы по археологии Волго-Донских степей. Вып. 1. Волгоград : Изд-во ВолГУ. С. 128–141.
  • Кузнецова Т. М., 2001б. К.Ф. Смирнов и проблема «жертвенников» // XV Уральское археологическое совещание : тез. докл. Междунар. науч. конф. (17–21 апреля 2001 г.). Оренбург : Губерния. С.132–133.
  • Кузнецова Т. М., 2001в. Исторические персонажи и скифские курганы // Боспорский феномен: колонизация региона, формирование полисов, образование государства : материалы Междунар. науч. конф. Ч. 2. СПб. : Изд-во Гос. Эрмитажа. С. 141–150.
  • Кузнецова Т. М., 2002. Зеркала Скифии VI–III вв. до н.э. Т. 1. М. : Индрик. 352 с.
  • Кузнецова Т. М., 2008. Социальные индикаторы в погребальном обряде скифов (бронзовые котлы) // Проблемы современной археологии. Материалы и исследования по археологии России. № 10. М. : ИА РАН. С. 173–198.
  • Кузнецова Т. М., 2010. Зеркала Скифии VI–III вв. до н.э. Т. 2. М. : Таус. 426 с.
  • Кузнецова Т. М., 2015. Бедный Орик // Старожитностi степового Причерномор’я i Криму. Т. XVIII. Запорiжжя : Запорiзький державний унiверситет. С. 89–109.
  • Кусаева З. К., 2016. Семиотика зеркала в фольклорно-этнографической традиции осетин // Oriental Studies. № 3. С. 63–73. DOI: https://doi.org/10.22162/2075-7794-2016-25-3-63-73.
  • Литвинский Б. А., 1978. Орудия труда и утварь из могильников Западной Ферганы (Археологические и этнографические материалы по истории культуры и религии Средней Азии). Могильники западной Ферганы. IV. М. : Наука. 259 с.
  • Могилов А. Д., 2017. Погребение рядового воина из Светловодского могильника // Історія зброї та військової справи. Ч. 1. Епоха ранньої залізної доби. № 1. Київ : Видавець Олег Філюк. С. 93–100.
  • Могилов А., 2019. Зеркала из Светловодского могильника // Revista Arheologicã. Serie nouã. Vol. V. Nr. 1. С. 94–102.
  • Мозолевский Б. Н., 1980. Скифские курганы в окрестностях г. Орджоникидзе на Днепропетровщине (раскопки 1972–1975 гг.) // Скифия и Кавказ. Киев : Наукова думка. С. 70–154.
  • Молок Д., 2015. Классика и истина. Статьи об античном искусстве. М. : Дефи. 296 с.
  • Научно-технический энциклопедический словарь, 2001. СПб. URL: https://dic.academic.ru/contents.nsf/ntes/ (дата обращения: 17.10.2019).
  • Полин С. В., Дараган М. Н., 2019. Зеркала в погребениях геродотовых скифов Северного Причерноморья второй половины V–IV вв. до н.э. // Античный мир и археология. Вып. 19. Саратов : Техно-Декор. С. 202–241.
  • Пшеничнюк А. Х., 2012. Филипповка. Некрополь кочевой знати IV в. до н.э. на Южном Урале. Уфа : ИИЯЛ УНЦ РАН. 280 с.
  • Равич И. Г., 2006. Некоторые типы высокооловянных горячекованых зеркал сарматского времени и их технологические особенности // Краткие сообщения Института археологии. Вып. 220. С. 43–54.
  • Скрипкин А. С., 1990. Азиатская Сарматия. Проблемы хронологии и ее исторический аспект. Саратов : Изд-во Саратовского университета. 300 с.
  • Смирнов К. Ф., 1964. Савроматы. Ранняя история и культура савроматов. М. : Наука. 380 с.
  • Современный толковый словарь, 1998. М. URL: https://dic.academic.ru/contents.nsf/enc3p/ (дата обращения: 17.10.2019).
  • Тайлор Э. Б., 1989. Первобытная культура. М. : Политиздат. 573 с.
  • Тереножкин А. И., Ильинская В. А., Черненко Е. В., Мозолевский Б. Н., 1973. Скифские курганы Никопольщины // Скифские древности. Киев : Наукова думка. С. 113–186.
  • Фасмер М., 1986. Этимологический словарь русского языка. Т. II. М. : Прогресс. 671 с.
  • Фиалко Е. Е., 2011. Зеркала в обрядах скифов // Боспорские исследования. Вып. XXV. С. 79–94.
  • Фрезер Д. Д., 1980. Золотая ветвь. Исследование магии и религии. М. : Политиздат. 832 с.
  • Хедаят Садек, 1958. Нейрангистан : пер. с персид., предисл. и коммент. Н.А. Кислякова // Переднеазиатский этнографический сборник. I. Труды института этнографии им. Н.Н. Миклухо-Маклая. Новая серия. Т. XXXIX. M. : Наука. С. 259–336.
  • Чередниченко Н. Н., Фиалко Е. Е., 1988. Погребение жрицы из Бердянского кургана // Советская археология. № 2. С. 149–166.
  • Яблонский Л. Т., 2013. Золото сарматских вождей. Элитный некрополь Филипповка 1 (по материалам раскопок 2004–2009 гг.). Каталог коллекции. Книга 1. М. : ИА РАН. 232 с.
  • Яблонский Л. Т., 2015. Новые необыкновенные находки из кургана 1 могильника Филипповка-1 // Археология, этнография и антропология Евразии. Т. 43, № 2. С. 97–108.
  • Albenda P., 1985. Mirrors in the Ancient Near East // Source: Notes in the History of Art. Vol. 4. Nos. 2/3. P. 2–9.
  • Schmidt E. F., 1937. Excavations at Tepe Hissar, Damghan. Philadelphia : The university museum. 478 p.
  • Woolley L., 1934а. Ur Excavations. The Royal Cemetery. Vol. II. Text. Oxford : Joint Expedition of the British Museum and of The Museum of the University of Pennsylvania to Mesopotamia. 604 p.
  • Woolley L., 1934b. Ur Excavations. The Royal Cemetery. Vol. II. Plates. Oxford : Joint Expedition of the British Museum and of The Museum of the University of Pennsylvania to Mesopotamia. 274 pl.
Еще
Статья научная