К вопросу о «погребальном компоненте» большемысской энеолитической культуры

Бесплатный доступ

В статье рассматриваются проблемы соотнесения древнейших могильников лесостепного Алтая и Кузнецкой котловины с большемысской энеолитической культурой. К данной археологической культуре были отнесены могильники Большой Мыс, Костенкова Избушка, Фирсово-11 и Тузовские Бугры I, погребение в Нижнетыткескенской пещере, погребение на Тыткескень-6, могильник Новоалтайск-Развилка. Актуальным является вопрос о принципах соотнесения могильников с большемысской культурой. Анализ признаков отнесения некоторых одиночных захоронений к большемысской культуре показал их спорность. Для установления степени сходства или различия Большого Мыса с неолитическими могильниками северных предгорий Алтая и Кузнецкой котловины был проведен сравнительный анализ, построенный на учете относительных показателей. Для анализа привлечены данные по могильникам Большой Мыс, Усть-Иша, Солонцы-5, Лебеди-2 и Кузнецкий. В целом, следует констатировать, что по перечисленной совокупности признаков Большой Мыс имеет очень схожие черты с другими древнейшими могильниками региона, более всего сближаясь с неолитическими комплексами Кузнецкой котловины. Очевидно, что вопрос о наличии захоронений, достоверно принадлежащих к большемысской энеолитической культуре, остается нерешенным. Природа имеющих место различий между отдельными могильниками остается не совсем понятной, но они выглядят частными на фоне общих черт. Обозначить бесспорно более поздние в эпохальном плане комплексы на основании этих различий невозможно.

Еще

Лесостепной алтай, кузнецкая котловина, неолит, энеолит, могильник, трупоположение, рыбковидные нашивки, каменные клинки, сравнительный анализ

Короткий адрес: https://sciup.org/14737071

IDR: 14737071

Статья научная