К вопросу о наличии письменности у древних айнов

Бесплатный доступ

Вопрос наличия письменности у айнов, жителей о. Хоккайдо, а в прошлом - Курильских островов и Сахалина, вот уже два с половиной столетия обсуждается в научных кругах. Айнский язык отнесен к группе бесписьменных языков, а первые записи слов и фольклорных образцов на этом языке были сделаны кириллицей и латиницей. В настоящее время для записи айнских слов используется графическая форма японской слоговой азбуки катакана. Тем не менее, время от времени в журналах и интернете появляются статьи, в которых утверждается, что письменность у древних айнов была. Цель данной статьи - путем анализа имеющихся по этому поводу гипотез, выдвинутых в прошлом, а также обращения к новым данным и научным исследованиям, попытаться представить новый взгляд на рассматриваемую проблему.

Еще

Айны, айнский язык, пиктография, письменность

Короткий адрес: https://sciup.org/170195090

IDR: 170195090   |   DOI: 10.24866/1997-2857/2022-2/37-49

Список литературы К вопросу о наличии письменности у древних айнов

  • Акулов А.Ю. У айну была письменность // Вестник Сахалинского музея. 2006. № 13. С. 176-182.
  • Ватасэ Сёдзабуро. Саппоро кинбо: питто сонота косэки но кото (Ямы в районе Саппоро и другие исторические места) // Anthropological Society Report. 1886. Т. 1. № 1. С. 8-10.
  • Власов Г.М. Итурупские письмена на камнях // Вопросы географии Дальнего Востока. Сборник IV. Хабаровск, 1960. С. 371-374.
  • Добротворский М.М. Айнско-русский словарь. Казань: Типография Казанского Университета, 1875.
  • Иванов Вяч.Вс. Об одном типе архаичных знаков искусства и пиктографии // Ранние формы искусства: сборник статей. М.: Искусство, 1972. С. 105-147.
  • Лаббэ П. Остров Сахалин. Путевые впечатления. М.: Издание М.В. Клюкина, 1904.
  • Кнорозов Ю.В., Спеваковский А.Б., Таксами Ч.М. Пиктографические надписи айнов // Полевые исследования Института этнографии (1980-1981). М.: Наука, 1984. С. 226-233.
  • Кнорозов Ю.В., Соболева Е.С., Таксами Ч.М. Пиктографические надписи айнов // Древние системы письма: этническая семиотика. М.: Наука, 1986. С. 268-295.
  • Кондратенко А.П., Прокофьев М.М. Про-тописьменность у древних айнов: миф или реальность // Краеведческий бюллетень. 2005. № 2. С. 101-128.
  • Косарев В.Д. Символ-язык-знак-письмо (в связи с проблемой гипотетической письменности айнов) // Известия Института наследия Бронислава Пилсудского. 2007. № 11. С. 311-351.
  • Лоукотка Ч. Развитие письма. М.: Иностранная литература, 1950.
  • Осипова М.В. Минамото-но Ёсицунэ и самураи Мацумаэ: демоны или божества айнов (по материалам айнского фольклора) // Этнографическое обозрение. 2022. № 1. С. 198-212.
  • Пилсудский Б.О. Знаки собственности айнов // Пилсудский Б.О. Айны Южного Сахалина (1902-1905 гг.). Южно-Сахалинск, 2007. С. 208-239.
  • Подмаскин В.В. Идеографический характер письма у айнов, палеоазиатов и тун-гусо-маньчжуров // Россия и АТР. 2015. № 1. С. 127-145.
  • Сёдзи Хэйкити. Айно оёби Хоккайдо: но кодаймондзи (Древние знаки Хоккайдо и айнов) // The Journal of the Anthropological Society of Tokyo. 1887. Т. 3. № 20. С. 21-25.
  • Цубои Сёгоро. Хоккайдо шо чихо: ёри де детару кокибуцу-дзо: ни ару и карада модзи (Варианты символов на старинных предметах со всего Хоккайдо) // The Journal of the Anthropological Society of Tokyo. 1887. Т. 2. № 19. С. 280-281.
  • Baba, O. 1949. Iku-Nishi of the Saghalien Ainu. The Journal of the Royal Anthropological Institute, Vol. 79, no. 1-2, pp. 27-35.
  • Batchelor, J., 1901. The Ainu and their folklore. London: The Religious Tract Society.
  • Chamberlain, B.H., 1882. The language, mythology, and geographical nomenclature of Japan viewed in the light of Aino studies. Tokyo: Imperial University.
  • Chamberlain, B.H., 1887. On the quasi-characters called «Ya-Jirushi». Transactions of the Asiatic Society of Japan, Vol. 15, pp. 50-57.
  • Chamberlain, B.H., 1888. Aino folk-tales. London.
  • Dumoutier, G., 1896. Etude sur l'inscription de Temiya, dans l'Ile de Yezo. L'Anthropologie, Vol VII, no. 1, pp. 147-152.
  • Lacouperie, T., 1885. Beginnings of writing in and around Tibet. The Journal of the Royal Asiatic Society of Great Britain and Ireland, Vol. 17, no. 3, pp. 415-482.
  • Lacouperie, T., 1892. On the Corean, Aino and Fusang Writing. T'oung Pao, Vol. 3, no. 5, pp.449-465.
  • Maraini, F., 1994. Айну но икупасуи (Ику-пасуй айнов). Сираой: Айну миндзоку хакубут-сукан.
  • Miln, J., 1880. Notes on stone implements from Otaru and Hakodate, with a few general remarks on the prehistoric remains of Japan. Transactions of the Asiatic Society of Japan, Vol. 8, pp. 61-87.
  • Ogawa, M., 2014. Dating petroglyphs from Fugoppe Cave, Japan. Arts, Vol. 3, no. 1, pp. 4653.
  • Ogawa, M., 2019. Rock art in Japan. In: Clottes, J. and Smith, B. eds., 2019. Rock art in East Asia: a thematic study. Charenton-le-Pont: ICOMOS, pp. 32-38.
  • Scheube, B. 1882. Die Ainos. Mittheilungen der Deutschen Gesellschaft für Natur-und Völkerkunde Ostasiens, Vol. 3, no. 26, pp. 220250.
  • Siebold, H., 1881. Ethnologische Studien über die Aino auf der Insel Yesso. Berlin: Verlag von Paul Parey.
  • Ushida, А., 1997. Conservation of the engraved rock wall in the Temiya Cave, Japan. In: Agnew, N. ed., 1997. Conservation of ancient sites on the Silk Road: proceedings of an International conference on the conservation of grotto sites (October 3-8, 1993). Los Angeles: The Getty Conversation Institute, pp. 235-245.
Еще
Статья научная