К вопросу о хронотопической архитектонике рассказа И.С. Шмелева «Угодники соловецкие»: ценностное измерение

Автор: Коннова М.Н.

Журнал: Новый филологический вестник @slovorggu

Рубрика: Русская литература

Статья в выпуске: 3 (66), 2023 года.

Бесплатный доступ

Исследуются ценностно-обусловленные особенности хронотопической организации рассказа И.С. Шмелева «Угодники Соловецкие» (1948). Построенный на взаимодействии различных пространственно-временных реальностей, рассказ является художественной экспликацией идеи «проницаемости» времени для вечности, физического пространства для мира идеального. Демонстрируется, что основным принципом структурирования «внешнего», исторического хронотопа выступает ряд ценностных антитез: досоветские времена противопоставляются Советам; законный труд - соловецкой каторге; Россия в её метафизической сущности - Швейцарии как метонимическому синониму Европы. Контраст снимается во «внутреннем», сверхисторическом хронотопе: трагедия десакрализованной реальности соловецкого лагеря преодолевается откровением освященного бытия соловецкой обители; безвременье советской страны - вечностью идеальной, неуничтожимой России. Содержательным центром, объединяющим «внешний» и «внутренний» хронотопы, выступает в рассказе икона Угодников Соловецких. Художественный образ иконы соотносится с категорией Невыразимого и эксплицирующим её мотивом тайны. В словесной ткани текста этот мотив актуализируется на всех уровнях языковой структуры: морфологическом (энергоцентричными и непредикативными конструкциями, нелокализованными временными формами), лексическом (словами со значением «инаковости»), синтаксически (инвертированными и эмфатическими синтагмами, отсылающими к аллюзивному пространству Священного Предания). Образ «иконы-мученицы», «иконы - освободительницы из уз тяжких» являет собой «Откровение вечности во времени» (Л.А. Успенский), становясь зримым и действенным символом конечного преодоления зла добром.

Еще

Хронотоп, ценность, время, вечность, икона, идеальное, и.с. шмелев

Короткий адрес: https://sciup.org/149143537

IDR: 149143537   |   DOI: 10.54770/20729316-2023-3-213

Список литературы К вопросу о хронотопической архитектонике рассказа И.С. Шмелева «Угодники соловецкие»: ценностное измерение

  • Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1986. 444 с.
  • Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М.: Художественная литература, 1975. 504 с.
  • Бахтин М.М. Собрание сочинений: в 7 т. Т. 1. М.: Русские словари, 2003. 960 с.
  • Бердяев Н.А. Царство Духа и Царство Кесаря. М.: Республика, 1995. 375 с.
  • Булгаков С.Н. Свет Невечерний. Созерцания и умозрения. М.: АСТ; Харьков: Фолио, 2001. 672 с.
  • Григорий Богослов, святитель. Творения: в 2 томах. Т. 2. М.: Сибирская благозвонница, 2007. 943 с.
  • Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 томах. Т. 4. М.: ГИС, 1956. 483 с.
  • Ильин И.А. Собрание сочинений: Переписка двух Иванов (1947–1950). М.: Русская книга, 2000. 528 с.
  • Лосский В.Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. Киев: Изд-во им. свт. Льва, папы Римского, 2004. 504 с.
  • Лосский В.Н. По образу и подобию. М.: Изд-во Свято-Владимирского братства, 1995. 196 с.
  • Митрополит Вениамин (Федченков). Всемирный светильник. Житие преподобного Серафима, Саровского чудотворца. М.: ДАРЪ, 2011. 464 с.
  • Осипов А.И. Святые как знак исполнения Божия обетования человеку // Русское возрождение. 1995. № 62. С. 9–32.
  • Петрухина Е.В. Русский глагол: категории вида и времени в контексте современных лингвистических исследований. М.: МАКС Пресс, 2009. 207 с.
  • Франк С.Л. Смысл жизни// Смысл жизни. Антология. М.: Прогресс-Культура, 1994. С. 489–583.
  • Хализев В.Е. Теория литературы. М.: Высшая школа, 2002. 438 с.
  • Шмелев И.С. Записки неписателя // Шмелев И.С. Собрание сочинений: в 5 т. Т. 3. М.: Русская книга, 1998. С. 289–322.
  • Шмелев И.С. Угодники Соловецкие // Шмелев И.С. Душа Родины: Избранная проза. М.: Паломник, 2001. С. 422–432.
Еще
Статья научная