К участи библейских песней после книжной справы XVII в

Автор: Андреев Александр Андреевич

Журнал: Христианское чтение @christian-reading

Статья в выпуске: 6 (77), 2017 года.

Бесплатный доступ

Одним из знаковых изменений в богослужебных чинопоследованиях, проведенных в ходе книжной справы XVII в., является попытка восстановить в русском богослужении практику исполнения канонов на утрени вместе со стихами библейских песней. В этих целях в первопечатном Ирмологии 1657 г. появились две сокращенные редакции песней, известные по своим инципитам как «Господеви поем» и «Поем Господеви». Источником для этих редакций песней послужили греческие издания Ирмология, напечатанные в XVI-XVII вв. в Венеции. Тем не менее, в исторической литургике пока остается открытым вопрос, исполнялись ли сокращенные редакции песней на практике в русском богослужении. Автор статьи обращает внимание на то, что сокращенные редакции песней присутствуют в Соловецком Ирмологии (РНБ Сол. 277/282), причем творческий подход к расположению текста песней в этой рукописи наводит на мысль, что ее составитель, иеромонах, а впоследствии митрополит Игнатий (Римский-Корсаков), был знаком с таким порядком исполнения канона на практике и попытался внедрить его на Соловках

Еще

История утрени, библейские песни, "поем господеви", канон, ирмос, ирмологий, книжная справа, патриарх никон, митрополит игнатий (римский-корсаков), соловецкий ирмологий, соловецкий монастырь

Короткий адрес: https://sciup.org/140223479

IDR: 140223479

Список литературы К участи библейских песней после книжной справы XVII в

  • Андреев А. А. Венецианские печатные Ирмологии XVI-XVII вв. и книжная справав Москве//Христианское чтение. -СПб.: Изд-во СПбПДА, 2017. № 5. С. 98-109.
  • Андреев А. А. Заметки о составе печатных Ирмологиев во второй половине XVII в.//Ма-териалы международных Бражниковских чтений в 2016 г. -СПб., 2017 (в печати).
  • Никулин И. А., свящ. Преосвященный Игнатий (Римский-Корсаков), митрополит Си-бирский и Тобольский. -Екатеринбург: Изд-во Екатеринбург. дух. семинарии, 2015. -313 с.
  • Розанов В. В. Богослужебный устав Православной церкви. -М.: Типо-лит. А. В. Васи-льева и Ко, 1902.
  • Сиромаха В. Г., Успенский, Б. А. Кавычные книги 50-х годов XVII века//Археографиче-ский ежегодник за 1986 г. -М., 1987. -С. 75-84.
  • Ткаченко А. А., Желтов, М. С. Библейские песни//Православная энциклопедия.Т. 5. -М., 2000. -С. 62-71.
  • Ундольский В. М. Замечания об истории церковного пения в России. -М., 1846.
  • Чудинова И. А. День соловецкого клирошанина(«клиросское житие» и«житиемонашеское» по архивным документам и рукописям Соловецкого монастыря XVII-XVIII вв.)//Наследие монастырской культуры: ремесло, художество, искусство: статьи,рефераты, публикации. Вып. 3. -СПб.: РИИИ, 1998. -С. 123-131.
  • Чумичева О. В. Соловецкое восстание1667-1676 гг.-Новосибирск: Науч.-издат.центр СО РАН, 1998. -196 с.
  • Raasted J. Observations on the Manuscript Tradition of Byzantine Music, I: A Listof Heirmos Call-Numbers, based on Eustratiades’s Edition of the Heirmologion//Cahiers del’Institut du moyen-âge grec et latin. 1969. -V. 1. -P. 1-12.
  • Taf R. F. Mount Athos: A Late Chapter in the History of the Byzantine Rite//DumbartonOaks Papers. 1988. -V. 42. -P. 179-194
Еще
Статья научная