Этнокультурная принадлежность средневекового захоронения со шкурой коня в долине реки Иджим в Западном Саяне

Автор: Амзараков Петр Борисович, Лазаретов Игорь Павлович, Митько Олег Андреевич, Поляков Андрей Владимирович

Журнал: Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология @historyphilology

Рубрика: Археология и антропология Евразии

Статья в выпуске: 7 т.14, 2015 года.

Бесплатный доступ

В течение последних лет Саянская экспедиция Института истории материальной культуры РАН проводит охранные археологические раскопки в зоне проектируемого строительства железнодорожной линии Кызыл - Курагино. В 2014 г. изучались археологические объекты в верховьях р. Иджим в Усинской долине. В древности по ее территории проходил один из караванных путей черезЗападный Саян, который имел важное экономическое и военно-политическое значение. В кургане № 4 на могильнике Саяны-Пограничное-4 были обнаружены две могилы, одна из которых - это погребение женщины без сопроводительного инвентаря, а в другой обнаружен скелет взрослой женщины и новорожденного ребенка. Их сопровождали остатки шкуры коня, конская сбруя и украшения одежды, изготовленные из железа и бронзы со следами золочения. Анализ погребального инвентаря позволяет отнести погребение со шкурой коня к периоду VIII-X вв. Использование шкур животных в поминальнопогребальной практике имеет широкие хронологические, территориальные и историко-культурные рамки. В существующих классификациях захоронение в кургане № 4 с использованием шкуры коня соответствует второму варианту представленной в научной литературе классификации, а наибольшая типологическая близость прослеживается с минусинской группой погребений. В литературе по поводу этнокультурной принадлежности носителей погребального обряда со шкурой коня представлено четыре гипотезы: кыпчакская, тюркская, кыргызская и уйгурская. Наименьшие совокупности археологически подтвержденных данных имеют первые три гипотезы, а наибольшую - гипотеза об уйгурской принадлежности. Ее вероятность основана на близости фрагментов керамики, обнаруженных в погребениях со шкурой коня, с подобными находками на уйгурском городище ОрдуБалык. Однако механизм развития и проверки гипотез включает в себя не только поиск подтверждений, но и контраргументы из области археологических и историко-этнографических данных. Их анализ служит основанием для поиска дополнительных доказательств гипотезы об уйгурской принадлежности погребениях со шкурой коня.

Еще

Южная сибирь, саяно-алтай, курагино - кызыл, могильник, курган, средневековье, кыргызы, уйгуры, погребение женщины, шкура коня

Короткий адрес: https://sciup.org/147219385

IDR: 147219385

Список литературы Этнокультурная принадлежность средневекового захоронения со шкурой коня в долине реки Иджим в Западном Саяне

  • Александров С. В., Боковенко Н. А., Килуновская М. Е., Лазаретов И. П., Поляков А. В., Семенов Вл. А., Соловьева Н. Ф. Археологические исследования в зоне строительства железной дороги Кызыл -Курагино//Культуры степной Евразии и их взаимодействие с древними цивилизациями. СПб.: ИИМК РАН; Периферия, 2012. Кн. 2. С. 195-199.
  • Александров С. В., Боковенко Н. А., Лазаретов И. П., Поляков А. В. Краткий обзор охранных работ Саянской археологической экспедиции ИИМК РАН в долине р. Иджим в 2013 году//Бюллетень Института истории материальной культуры РАН. № 4 (охранная археология). СПб.: ИИМК РАН; Периферия, 2014. С. 303-318.
  • Атавин А. Г. Некоторые особенности захоронений чучел коней в кочевнических погребениях X-XIV вв.//СА. 1984. № 1. С. 134-143.
  • Брей У., Трамп Д. Археологический словарь. М.: Прогресс, 1990. 368 с.
  • Бичурин Н. Я. Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1950. Т. 1. 471 с.
  • Бутанаев В. Я. Погребально-поминальные обряды хакасов в ХIХ -начале XX в.//Историко-культурные связи народов Южной Сибири. Абакан: Хак. кн. изд-во, 1988. С. 107-133.
  • Васютин А. С., Онищенко С. С. Погребение со шкурой коня конца I -начала II тыс. н. э. на юге Западной Сибири//Тюркские народы: Материалы V Сибирского симпозиума «Культурное наследие народов Западной Сибири». Тобольск; Омск: ОмГПУ, 2002. С 32-36.
  • Вяткина К. В. Культ коня у монгольских народов//СЭ. 1968. № 6. С. 117-122.
  • Гаврилова А. А. Могильник Кудыргэ как источник по истории алтайских племен. М.; Л.: Наука, 1965. 110 с.
  • Георги И. Г. Описание всех в Российском государстве обитающих народов, также их житейских обрядов, вер, обыкновений, жилищ, одежд и прочих достопамятностей. СПб.: Тип. книгопродавца К. В. Миллера, 1776. Ч. 2. 191 с.
  • Грач А. Д. Древнетюркские курганы на юге Тувы//КСИА. 1968. Вып. 114. С. 105-111.
  • Грязнов М. П. История древних племен Верхней Оби по раскопкам близ с. Большая Речка//МИА. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1956. № 48. 163 с.
  • Евтюхова Л. А. О племенах Центральной Монголии в IX в.//СА. 1957. № 2. С. 205-227.
  • Елькин М. Г. Курганный могильник позднегожелезного века в долине р. Ур//ИЛАИ. 1970. Вып. 2. С. 81-93.
  • Ермоленко Л. Н., Гецова Н. С., Курманкулов Ж. К. Новый вид сооружений с изваяниями из Центрального Казахстана//Проблемы охраны археологических памятников Сибири. Новосибирск: Наука, 1985. С. 137-161.
  • Иванов В. А., Кригер В. А. Курганы кыпчакского времени на Южном Урале (XII-XIV вв.) М.: Наука, 1988. 93 с.
  • Казаков Е. П. О культе коня в средневековых памятниках Евразии//Западная Сибирь в эпоху средневековья. Томск: Изд-во ТГУ, 1984. С. 99-110.
  • Кастрен М. А. Путешествие Александра Кастрена по Лапландии, Северной России и Сибири (1838-1844, 1845-1849)//Собрание старых и новых путешествий. Магазин земледелий и путешествий. Географический сборник, изданный Н. Фроловым. 1860. Т. 6, ч. 2. 495 с.
  • Кляшторный С. Г., Савинов Д. Г. Степные империи Евразии. СПб.: Фарн, 1994. 168 с.
  • Кляшторный С. Г. Ордубалык: рождение городской культуры в Уйгурском каганате//Древние культуры Евразии: Материалы междунар. науч. конф., посвящ. 100-летию со дня рождения А. Н. Бернштама. СПб: Инфоол, 2010. С. 276-279.
  • Ковалевский А. П. Книга Ахмеда ибн Фадлана и его путешествия на Волгу в 921-922 гг. Харьков: Изд-во Харьков. гос. ун-та, 1956. 343 с.
  • Ковычев Е. В., Белопоместнов Г. И. Исследования в бассейне р. Онон//Памятники древних культур Сибири и Дальнего Востока. Новосибирск: Наука, 1986. С. 151-154.
  • Круглов Е. В. Погребальный обряд огузов Северного Прикаспия 2-й половины IX -1-й половины XI в.//Степи Евразии в эпоху Средневековья. Донецк: ДонНУ, 2001. Т. 2: Хазарское время. С. 396-446.
  • Кузьмина Е. Е. Распространение коневодства и культ коня у ираноязычных племен Средней Азии и других народов Старого Света//Средняя Азия в древности и Средневековье. М.: Наука, 1977. С. 28-52.
  • Маргулан А. Х., Акишев К. А., Кадырбаев М. К., Оразбаев А. М. Древняя культура Центрального Казахстана. Алма-Ата: Наука, 1966. 436 с.
  • Митько О. А. Кыргызы долины реки Ус (Западные Саяны) по сведениям письменных и археологических источников//Труды IV (XX) Всероссийского археологического съезда в Казани 2014 г. Казань: Отечество, 2014. Т. 3. С. 518-520.
  • Могильников В. А. Курганы с сопроводительными захоронениями чучел коней в Северо-Западных предгорьях Алтая//РА. 2002. № 1. С. 122-136.
  • Молодин В. И., Савинов Д. Г., Елагин В. С., Соболев В. И. Бараба в тюркское время. Новосибирск: Наука, 1988. 176 с.
  • Нестеров С. П. Конь в культах тюрко-язычных племен Центральной Азии в эпоху Средневековья. Новосибирск: Наука, 1990. 143 с.
  • Островских П. Е. Этнографические заметки о тюрках Минусинского края (отчет о поездке 1894 г.)//Живая старина. СПб., 1895. Вып. 3-4. С. 297-348.
  • Потанин Г. М. Качинские татары Минусинского округа//ИРГО. 1884. Т. 20, вып. 6. 48 с. (Отд. оттиск.) Путешествие в восточные страны Плано Карпини и Рубрука. М.: Гос. изд-во географ. лит., 1957. 270 с.
  • Радлов В. В. Из Сибири. М.: Наука, 1989. 750 с.
  • Савинов Д. Г. Народы Южной Сибири в древнетюркскую эпоху. Л.: Изд-во Ленинград. ун-та, 1984. 176 с.
  • Савинов Д. Г. Могильник Калтышино I (новые материалы по археологии начала II тыс. н. э.)//Памятники раннего Средневековья Кузнецкой котловины. Кемерово: Кузбассвузиздат, 1997. С. 77-99.
  • Скобелев С. Г. Подвески с изображением древнетюркской богини Умай//СА. 1990. № 2. С. 226-233.
  • Спасский Г. И. Изображение обитателей Сибири, или новое и достовернейшее описание некоторых коренных сибирских народов: их местопребывания, образа жизни, нравов, обрядов, веры, наречий и проч. СПб.: , 1820. Т. 1-2. 274 с.
  • Худяков Ю. С. Уйгуры на Среднем Енисее//Изв. СО РАН. Серия истории, филологии и философии. 1985. № 14, вып. 3. С. 55-59.
  • Худяков Ю. С., Мороз М. В. Опыт интерпретации средневекового обряда погребения со шкурой коня в Минусинской котловине//Исторические чтения памяти М. П. Грязнова: Тез. докл. областной науч. конф. Омск: ОмГУ, 1987. С 187-189.
  • Худяков Ю. С., Нестеров С. П. Группа погребений Ник-Хая//Археология юга Сибири и Дальнего Востока. Новосибирск: Наука, 1984. С. 131-141.
  • Худяков Ю. С., Цэвэндорж Д. Керамика Орду-Балыка//Археология Северной Азии. Новосибирск: Наука, 1982. С. 85-94.
  • Чиндина Л. А. История Среднего Приобья в эпоху раннего Средневековья (релкинская культура). Томск: Изд-во ТГУ, 1991. 184 с.
Еще
Статья научная