Этнокультурная принадлежность могильника Сичагоу по материалам поясных блях культуры хунну

Бесплатный доступ

Рассматривается вопрос об этнокультурной принадлежности населения, оставившего могильник Сичагоу, расположенный в пров. Ляонин КНР. Это уникальный погребальный комплекс, на котором зафиксировано несколько сотен захоронений разной степени сохранности. Инвентарные комплексы захоронений включают керамику, изделия из бронзы, железа и камня. Материалы памятника демонстрируют черты различных култур - хунну, пуё, Хань, сяньби и т. д. Решение проблемы определения этнокультурной принадлежности населения, оставившего могильник Сичагоу, напрямую зависит от выбранной в качестве материала категории инвентаря. В настоящей статье этот вопрос рассмотрен по материалам бронзовых поясных блях с зооморфным декором. Основная причина такого выбора материала кроется в том, что форма и орнаментика поясных блях отражают этнокультурную идентичность индивидуума или группы. На памятнике Сичагоу обнаружено 17 поясных блях трех типов, которые находят аналоги на обширной территории распространения культуры хунну в Северной Евразии. В заключение сделан вывод о том, что население, создавшее памятник Сичагоу, по этнической принадлежности не относится к хунну, но подверглось мощному влиянию со стороны этой культуры. Население Сичагоу сформировалось на основе местной культуры предшествующего периода, но в его формирование внесли свой вклад различные и многообразные культуры восточной части пров. Ляонин и западной части пров. Цзилинь, среди которых на текущем этапе удается идентифицировать хуннский и пуёский компоненты.

Еще

Китай, центральная азия, хунну, сичагоу, могильник, поясные бляхи, этнокультурная принадлежность

Короткий адрес: https://sciup.org/147240779

IDR: 147240779   |   DOI: 10.25205/1818-7919-2023-22-5-79-94

Список литературы Этнокультурная принадлежность могильника Сичагоу по материалам поясных блях культуры хунну

  • Ань Чжиминь. Хайлаэрдэ чжуншици ицунь - цзяньлунь сишицидэ циюань хэ чуаньтун [Мезолитические памятники Хайлара: к вопросу об истоках микролитической традиции] // Каогу сюэбао. 1978. № 3. С. 289-316. (на кит. яз.)
  • Артамонов М. И. Сокровища саков. М.: Искусство, 1973. 280 с.
  • Давыдова А. В., Миняев С. С. Новые находки наборных поясов в Дырестуйском могильнике // Археологические вести. 1993. № 2. С. 55-65.
  • Давыдова А. В., Миняев С. С. Пояс с бронзовыми бляшками из Дырестуйского могильника // Археологические исследования на Алтае. Барнаул: Изд-во АлтГУ, 1987. С. 184-187.
  • Дэвлет М. А. Сибирские поясные ажурные пластины II в. до н. э. - I в. н. э. М.: Наука, 1980. 66 с.
  • Кан Ин Ук. Хюнно-ва Тонасиа: хюннохаг-ый чонниб-ыль вихан тхотэ кучхук-ыль кёмхаё [Хунну и Восточная Азия: формирование базы для изучения истории и культуры хун-ну] // Тонасиа кодэ мунхва сок-ый хюнно [Хунну в контексте древних культур Восточной Азии]. Сеул: Чунан Асиа хакхве [Асс. изучения Центральной Азии], 2010. С. 929. (на кор. яз.)
  • Кан Ин Ук. Хюнно-ый пальхын-гва кодэ Ханбандо [Расцвет культуры хунну и Корейский полуостров в древности] // Хюнно чегуг-ый мисуль [Искусство империи хунну]. Тэджон: Куннип мунхваджэ ёнгусо [Нац. ин-т культурного наследия Республики Корея], 2020. С. 232-257. (на кор. яз.)
  • Ло Фэн. Чжунъюань чжицзао - гуаньюй бэйфан дунъувэнь цзиньшу пайши [Сделано на Центральной равнине: о металлических бляхах в северном зверином стиле] // Вэньу. 2010. № 3. С. 56-63, 96. (на кит. яз.)
  • Миняев С. С., Сахаровская Л. М. Элитный комплекс захоронений сюнну в пади Царам // РА. 2007. № 1. С. 159-166.
  • Нинся Тунсинь Даодуньцзы сюнну муди [Хуннуский могильник Даодуньцзы в уезде Тун-синь, Нинся] // Каогу сюэбао. 1988. № 3. С. 333-356. (на кит. яз.)
  • Пан Хао. Вэннютэци фасянь лян Хань тун пайши [Бронзовые бляхи эпохи обеих Хань, найденные в хошуне Оннюд-Ци] // Вэньу. 1998. № 1. С. 42-43, 78. (на кит. яз.)
  • Сифэн Сичагоу Си Хань шици дунбэй миньцзу муди [Сичагоу в уезде Сифэн - могильник северо-восточных народов эпохи Западная Хань]: В 3 т. Пекин: Вэньу чубаньшэ, 2020. Т. 1. 516 с.; Т. 2. 407 с.; Т. 3. 299 с. (на кит. яз.)
  • Сунь Шоудао. «Сюнну Сичагоу вэньхуа» гумуцюньдэ фасянь [Открытие могильника «культуры сюнну Сичагоу»] // Вэньу. 1960. № 8/9. С. 25-32. (на кит. яз.)
  • Сунь Шоудао. Сичагоу гумуцюнь бэйцзюэ шицзяньдэ цзяосюнь [Уроки раскопок могильника Сичагоу] // Вэньу цанькао цзыляо. 1957. № 1. С. 53-56. (на кит. яз.)
  • У Энь. Вого бэйфан гудай дунъу вэньши [Звериный стиль на севере Древнего Китая] // Каогу сюэбао. 1981. № 1. С. 45-61. (на кит. яз.)
  • У Энь. Чжунго бэйфан цинтун тоудяо дайши [Бронзовые ажурные украшения пояса в Северном Китае] // Каогу сюэбао. 1983. № 1. С 25-37. (на кит. яз.)
  • У Энь. Люэлунь гуайи дунъу вэньян цзи сянгуань вэньти [Коротко об орнаментах, изображающих фантастических животных, и связанных с этим вопросах] // Гугун боуюунь юанькань. 1994. № 3. С. 27-30. (на кит. яз.)
  • Хан Чжин Сон. Хюнно тонмульмун кёгу ёнгу [Изучение зооморфных блях культуры хунну] : Дис. ... магистр. Сеул: Кёнхи тэхаккё [Ун-т Кёнхи], 2015. 75 с. (на кор. яз.)
  • Хан Чжин Сон. Хюнно-рыль тонхэ пон кодэ Йурасиа чховон юмок сахве-ый хоритти мунхва [Культура поясов в кочевых сообществах Евразии по материалам культуры хунну] // Хюнно чегуг-ый мисуль [Искусство империи хунну]. Тэджон: Куннип мунхваджэ ёнгусо [Нац. ин-т культурного наследия Республики Корея], 2020. С. 380-397. (на кор. яз.)
  • Юйшу Лаохэшэнь [Могильник Лаохэшэнь в уезде Юйшу]. Пекин: Вэньу чубаньшэ, 1987. 171 с., 84 ил. (на кит. яз.)
  • Юн Чонха, Кан Ин Ук. Чхонджу Осон юджок чхультхо пуёге тонбён чхольгом-ый ыый [Значение находки биметаллического меча пуёского типа на памятнике Осон в г. Чхонджу] // Хангук сангоса хагбо [Древняя история Кореи]. 2021. № 112. С. 31-54. (на кор. яз.)
  • Brosseder U. Belt Plaques as an Indicator of East-West Relations in the Eurasian Steppe at the Turn of the Millennia. In: Xiongnu Archaeology: Multidisciplinary Perspectives of the First Steppe Empire in the Inner Asia. Bonn, Rheinische Friedrich-Wilhelms-Universität, 2011, pp.349-424.
Еще
Статья научная