«Эмансипация» главного героя в романе Г. Манна «Учитель Гнус» и фильме Дж. фон Штернберга «Голубой ангел»

Бесплатный доступ

Роман Г.Манна «Учитель Гнус» традиционно интерпретируется с точки зрения его политической актуальности. В статье предлагается новый взгляд на сущность «эмансипации» главного героя. На основе сопоставления романа с фильмом Дж. фон Штернберга «Голубой ангел» «эмансипация» представлена как символическое выражение процессов, происходящих на рубеже XIX-XX вв. в культурном сознании на этом этапе модернизации. Ключевую роль в конструировании смыслов, связанных с представлением о модерности, в романе и фильме играет образ Пьеро как персонажа «новой мифологии».

Эмансипация, традиционализм, модерность, пьеротистские мотивы, новая мифология

Короткий адрес: https://sciup.org/14729139

IDR: 14729139

Список литературы «Эмансипация» главного героя в романе Г. Манна «Учитель Гнус» и фильме Дж. фон Штернберга «Голубой ангел»

  • Ведекинд Ф. Лулу. Драматическое произведение: в 2 ч. Ч.I. Вампир (Дух земли). Ч.II. Ящик Пандоры/пер. с нем. Вс.Мейерхольда, С.Городецкого, П.Гиберман. СПб.: Изд-во Шиповник, 1908. 220 с.
  • Кривенцова С.Ю. Контрапункт в историко-теоретических воззрениях Генриха Манна и Томаса Манна: дис. … канд. ист. наук. Волгоград, 2009. 224 с.
  • Манн Г. Собрание сочинений: в 8 т. Т.2: Учитель Гнус, или Конец одного тирана. В маленьком городе/пер. с нем. Н.Ман; под ред. Н.Касаткиной. М.: Худож. лит., 1957. 583 с.
  • Манн Г. Собрание сочинений: в 8 т. Т.8: Литературная критика и публицистика/пер. с нем.; ред. Г.Н.Знаменская и др. М.: Худож. лит., 1958. 743 с.
  • Старобинский Ж. Портрет художника в образе паяца//Старобинский Ж. Поэзия и знание: История литературы и культуры/сост., отв. ред. и авт. предисл. С.Н.Зенкин; пер. с фр. Е.П.Васильевой. М.: Языки слав. культуры, 2002. Т.2. С.501-579.
  • Фуко М. Использование удовольствий. История сексуальности. Т.2./пер. с фр. В.Каплуна. М.: Акад. проект, 1984. 430 с.
  • Carr G. «Mit einem kleinen Ruck, wie beim Kinematographen». From the Unmaking of Professor Unrat to an Unmade Der blaue Engel//Processes of Transposition: German Literature and Film/ed. by C.Schönfeld, H.Rasche. N.Y.: Rodopy, 2007. 384 p.
  • Emrich E. Macht und Geist im Werk Heinrich Manns: Eine Überwindung Nietzsches aus dem Geist Voltaires. Berlin: de Gruyter, 1981. 392 S.
  • Green M., Swan J. The Triumph of Pierrot. The Commedia dell'Arte and the Modern Imagination. N.Y.: Macmillan, 1986. 336 p.
  • Habermas J. The Philosophical Discourse of Modernity. Twelve lectures. Cambridge: Polity Press, 1998. 430 p.
  • Jauss H.R. Modernity and Literary Tradition//Critical Inquiry. 2005. Vol.31, No.2. Winter. P.329-364.
  • Kracauer S. Der blaue Engel//Heinrich Mann. Texte zu seiner Wirkungsgeschichte in Deutschland/ed. by R.Werner. Tübingen: Niemeyer, 1977. S.122-125.
  • Mann H. Professor Unrat oder Das Ende eines Tyrannen. Leipzig: Kurt Wolff Verlag, 1930. 280 S.
  • Stoehr I.R. German Literature of the Twentieth Century. From Aestheticism to Postmodernism. Rochester (N.Y.): Camden House, 2001. 543 p.
Еще
Статья научная