Экранизации братьев Стругацких и эволюция отечественного кинематографа

Бесплатный доступ

Во второй половине 1960-х в десятке лучших произведений научной фантастики оказались четыре повести братьев Стругацких, которые опередили по своей популярности таких признанных фантастов, как Станислав Лем, Айзек Азимов, Рей Брэдбери и других. Казалось бы, им прямой путь на экран, тем более, что в эти годы кинематограф активнее стал осваивать жанр фантастики, особенно с развитием компьютерных технологий. Но в реалиях эволюции общества и культуры лишь единожды кинематографисты использовали эти технологии для экранного освоения текстов Стругацких. При этом философская составляющая произведений этих авторов привлекла таких ярких мастеров, как Андрей Тарковский, Александр Сокуров, Алексей Герман. Анализ их фильмов, как и работ других кинематографистов конца XX - начала XXI века показывает, что творчество Аркадия и Бориса Стругацких, несмотря на принадлежность их произведений к жанру научной фантастики, является неотъемлемой составляющей подлинного искусства, а любое обращение к текстам Стругацких в рамках массовой культуры оказывается не более, чем поверхностным заимствованием популярных сюжетных линий.

Еще

Кино, литература, экранные искусства, массовая культура, жанры

Короткий адрес: https://sciup.org/147151224

IDR: 147151224   |   DOI: 10.14529/ssh180106

Список литературы Экранизации братьев Стругацких и эволюция отечественного кинематографа

  • Василькова, А. Н. Феномен виртуальности: о переходе между мирами -на материале книг, спектаклей и фильмов, которые читали и смотрели дети второй половины XX и начала XXI века/А. Н. Василькова -М.: ГИИ, 2016. -200 с.
  • Вишневский, Б. Аркадий и Борис Стругацкие: двойная звезда./Б. Вишневский. -СПб.: Terra Fantastica, 2004. -381 с.
  • Володихин, Д. Б. Братья Стругацкие/Д. Б. Володихин, Г. М. Прашкевич -М.: Молодая гвардия, 2012. -348 с.,
  • Кемниц, Я. И. Теория спецээфектов/Я. Кемниц. -М.: Институт повышения квалификации работников телевидения и радиовещания, 2009. -80 с., диск с видеопримерами.
  • Пархоменко Я. А. Проблема драматургического финала в современном экранном произведении/Я. Пархоменко. -М.: Академия медиаиндустрии, 2013. -26 с.
  • Скаландис, А. Братья Стругацкие/Ант Скаландис. -М.: АСТ, 2008. -702 с.
  • Социокультурная роль российского ТВ в национальном информационном пространстве: учеб. пособие; под ред. С. Л. Уразовой. -М.: Издатель С. Б. Головко, 2014. -280 с.,
  • Средства массовых коммуникаций как инструмент модернизации общества: сб. ст./Проект РФФИ № 11-0600062-а. -М.: Академия медиаиндустрии, 2013. -132 с.
  • Стругацкие. Материалы к исследованию. Письма, рабочие дневники. 1972-1977/сост. С. Бондаренко, В. Курильский. -Волгоград: ПринтТерра-Дизайн, 2012. -760 с.
  • Уразова, С. А. От «зеркала Нарцисса» к экранной реальности/С. Уразова. -М.: Русника, 2013. -392 с.,
  • Хренов Н. А. Образы великого разрыва. Кино в контексте смены культурных циклов/Н. А. Хренов. -М.: Прогресс-Традиция, 2008. -536 с.,
  • Черняховская Ю. С. Братья Стругацкие. Письма о будущем (политическая философия Братьев Стругацких)/Ю. Черняховская -М.: Книжный мир, 2016. -365 с.
Еще
Статья научная