Экофилософия и символический мир природы: проблема интерпретации

Автор: Шульга Елена Николаевна

Журнал: Logos et Praxis @logos-et-praxis

Рубрика: Философия

Статья в выпуске: 1 т.17, 2018 года.

Бесплатный доступ

Необходимость расширить круг вопросов, традиционных для философии природы, привела к возникновению экофилософии - философской дисциплины, ориентированной на познание различных аспектов проявления жизни на основе синтеза знаний о человеке, природной среде и сущности живого. Отказавшись от основополагающей позиции философии природы - антропоцентризма, экофилософия заменила его вначале принципом биоцентризма, когда безусловной ценностью обладают все живые существа, а затем и принципом экоцентризма, согласно которому признание суверенности естественного мира требует, чтобы мы отказались от любого стремления владычествовать над ним. При этом экофилософия, опираясь на методы герменевтики, осуществляет поиск ответа на вопрос о том, как экологически «устроен» символический мир природы и как он интерпретируется. Герменевтика символического мира природы становится в этом случае «биогерменевтикой», поскольку речь идет не об истолковании текстов, созданных человеком, но природных текстов. Правила истолкования здесь фиксируются посредством запретов и предписаний, их действенность и эффективность проверяется на практике и впоследствии закрепляется в экологической традиции конкретного народа. Реконструируя смысл природных текстов на основе герменевтического подхода, мы познаем не только специфику образного мышления и символического языка народа, но и восприятие символического мира природы в человеческой культуре. Наличие элементов архаики в экологическом мышлении современного человека подтверждает преемственность знания и традиции, стремление человека фиксировать и передавать полученные сведения обыденной жизни, сохраняя их как творческие образцы восприятия единства человека и природы. Им придается значение не только сугубо прагматическое, полезное для выживания в конкретных природных условиях, но и общечеловеческое и философское значение. В статье на материале фольклора народов России показано, как сохраняется преемственность знаний внутри миропонимания и как первоначальный архаический символический мир образов природы приобретает ценностное значение и философский статус.

Еще

Экофилософия, герменевтика, культура, верования, запреты, смыслы, интерпретация, предписания

Короткий адрес: https://sciup.org/14974900

IDR: 14974900   |   DOI: 10.15688/lp.jvolsu.2018.1.3

Список литературы Экофилософия и символический мир природы: проблема интерпретации

  • Аврорин, В. А. Орочские тексты и словарь/В. А. Аврорин, Е. П. Лебедева. -Л.: Наука, 1978. -268 с.
  • Борзенков, В. Г. Человек в научной картине природы/В. Г. Борзенков//Философия природы сегодня. -М.: «Канон +»: РООИ «Реабилитация», 2009. -С. 399-424.
  • Гусев, М. В. Биоцентризм как базис биоэтики и биологическое образование. Миссия России/М. В. Гусев//Гуманитарная биология. Терминологический словарь (тезаурус)/под ред. А. В. Олескина. -М.: Изд-во МГУ, 2009. -С. 251-262.
  • Познанский, Н. Заговоры. Опыт исследования происхождения и развития заговорных формул. Репринт издания 1917 года. Петроград/Н. М. Познанский. -М.: Индрик, 1995. -352 c.
  • Тейяр де Шарден, П. Феномен человека/П. Тейяр де Шарден. -М.: Наука, 1967. -240 c.
  • Худяков, И. А. Краткое описание Верхоянского округа/И. А. Худяков. -Л.: Наука, 1969. -441 с.
  • Шульга, Е. Н. Когнитивная герменевтика/Е. Н. Шульга. -М.: Российская академия наук. Институт философии, 2002. -235 с.
  • Юдин, Б. Г. Биомедицинская этика/Б. Г. Юдин//Гуманитарная биология. Терминологический словарь (тезаурус)/под ред. А. В. Олескина. -М.: Изд-во МГУ, 2009. -С. 273-278.
Статья научная