Изображения шамана - заклинателя духов на керамике периода Яёй

Бесплатный доступ

В статье рассматриваются антропоморфные изображения на керамике периода яёй в Японии. Выделяется группа изображений, характеризующихся головным убором из перьев, щитом и клевцом в руках. На керамическом сосуде из памятника Симидзукадзе изображена сюжетная композиция с двумя подобными персонажами. На керамическом колоколообразном предмет из Каваёри Ёсивара также присутствует подобный образ человека со щитом и клевцом. Данные образы получили распространение на среднем позднем этапах периода яёй в западной Японии. Изображение вооруженных людей в «птичьих» костюмах интерпретируется как часть ритуала по изгнанию злых сил или предотвращению бедствий. Сами керамические предметы могли быть непосредственной частью ритуала. Аналогичные функции могли выполнять также глиняные фигуры, помещавшиеся в погребения в северо-западной части западной Японии. Уникальный рисунок на стене погребальной камеры в Дзёно изображает антропоморфную фигуру с предметом оружия и щитом в руках, что свидетельствует о защитной функции. Данные изображения могут быть связаны с образом шамана, изгоняющего злых духов, или с фигурой китайского фансянши. Наличие подобного персонажа отражает связи духовного мира населения Японии периода яёй. Практика использования защитных изображений продолжилась в эпоху Средневековья в виде изображения пяти божеств-защитников. В настоящее время функцию отпугивания злых сил выполняют скульптуры фантастических животных, стоящих у входа в синтоистские или буддийские храмы. В проведении праздника начала нового года в храмах участвует персонаж хососи, который является продолжением образа фансянши.

Еще

Яёй, керамика, антропоморфные изображения, шаман, ритуал

Короткий адрес: https://sciup.org/145146632

IDR: 145146632   |   DOI: 10.17746/2658-6193.2023.29.0885-0889

Список литературы Изображения шамана - заклинателя духов на керамике периода Яёй

  • Кобаяси С. Яёй сюраку-но саисикино-то кэиканкэисэи (Ритуальные функции и формирование ландшафта поселе ний периода яёй // Кокурицу рэкисиминдзоку хакубуцукан кэнкюхококу (Отчет об исследовании Национального музея истории Японии). - 2009. - Вып. 149. - С. 91-112 (на яп. яз.).
  • Окуда Н., Ямамото Х. Яёйдзин-но тёдзюгига (Карикатуры людей яёй). - Токио: Юдзанкаку, 1996. - 178 с. (на яп.яз.).
  • Ситара Х., Исикава Т. Яёй дзидай дзимбуцудзокэйхинно кэнкю. (Исследование антропоморфных моделей периода яёй). - Токио: Досэйся, 2017. - 294 с. (на яп. яз.).
  • Соловьева Е.А. Ритуальные глиняные фигурки периода яёй: проблема происхождения // Шелковый путь: Историческое наследие и современное развитие: Мат-лы науч.-прак-тич. конф. (г. Новосибирск, 31 октября - 1 ноября 2020 г.) / Новосиб. гос. ун-т; под ред. С.А. Комиссарова, Ю.А. Азаренко. - Новосибирск: Изд-во ИПЦ НГУ, 2020. - 116 с. EDN: QRKTQM
  • Цунэмацу М Такигата досэихин-ни эгакарэта каига то киго (Рисунки и символы на колоколообразных глиняных предметах) // Нихон кокогаку. - 2003. - № 17. - С. 67-79 (на яп. яз.).
  • An Illustrated Companion to Japanese Archaeology. Ed. by W. Steinhaus and S. Kaner. - Oxford: Archaeopress, 2016. -342 p.
  • Hudson M. Rice, Bronze, and Chieftains: An Archaeology of Yayoi Ritual // Japanese Journal of Religious Studies. 1992. - Vol. 19. - Iss. 2-3. - P. 139-189.
  • Mizoguchi K. Archaeology of Japan: From the Earliest Rice Farming Villages to the Rise of the State. - Cambridge: Cambridge Univ. Press, 2013. - 393 p.
Еще
Статья научная