Использование естественных особенностей скальной поверхности в наскальном искусстве Минусинской котловины

Бесплатный доступ

Одной из ярких особенностей классического первобытного искусства является использование естественных природных форм мобильных предметов и скальной поверхности, в которых древний художник распознавал знакомые образы. В некоторых случаях требовалась минимальная искусственная модификация, и изображение создавалось всего из нескольких штрихов. Этот подход к преобразованию субстрата рассматривается как типичный для искусства эпохи палеолита. В наскальном искусстве Минусинской котловины довольно обширный по количеству изображений пласт считается самым ранним. При этом его хронологическая атрибуция остается неопределенной. Возраст рассматриваемой группы наскальных изображений, по мнению разных исследователей, может варьироваться от финала верхнего палеолита до эпохи ранней бронзы. В настоящее время одним из основных направлений установления хронологической атрибуции самых ранних петроглифов на территории Минусинской котловины являются косвенные подходы к датированию изображений. В качестве одного из них может рассматриваться поиск надежно доказанных случаев использования естественных особенностей скальной поверхности, которые древний художник не просто видел, но и вписывал в них создаваемый им образ. В этой статье приводится всего несколько примеров, которые позволяют зафиксировать эту особенность наскального искусства раннего пласта на рассматриваемой территории. Дается описание каждой ситуации и приводятся аргументы, указывающие на намеренное использование той или иной формы естественного рельефа. С одной стороны, полученные результаты позволяют зафиксировать некоторую повторяемость таких ситуаций, однако, с другой - эти немногочисленные примеры дают лишь направление для дальнейшего поиска.

Еще

Наскальное искусство, открытые памятники, петроглифы, ранний пласт, использование естественного рельефа, минусинская котловина

Короткий адрес: https://sciup.org/145146357

IDR: 145146357   |   DOI: 10.17746/2658-6193.2022.28.0534-0539

Список литературы Использование естественных особенностей скальной поверхности в наскальном искусстве Минусинской котловины

  • Женест Ж.-М. От Шове до Ляско: 15 тысячелетий европейского пещерного искусства (изменение видения, выразительных средств и способов использования пространства) // Археология, этнография и антропология Евразии. - 2017. - Т. 45. - С. 29-40. -.
  • Миклашевич Е.А. О сходстве древнейших наскальных изображений Южной Сибири и Центральной Азии и проблеме их атрибуции // КСИА. - 2020. - Вып. 261. - С. 82-98.
  • Советова О. С., Миклашевич Е.А. Хронологические и стилистические особенности среднеенисейских петроглифов (по итогам работы петроглифического отряда Южносибирской археологической экспедиции КемГУ) // Археология, этнография и музейное дело. -Кемерово: Кемер. гос. ун-т, 1999. - С. 47-74.
  • Шер Я. А. Петроглифы Средней и Центральной Азии. - М.: Наука, 1980. - 328 с.
  • Baibin Behrmann (de) R., Alcolea-Gonzalez J.J. Siega Verde Rock Art Sites // Encyclopedia of Global Archaeology. - N.-Y.: Springer, 2018. - P. 1-20. -.
  • Vasquez M.C. Zoomorphic figures in the open-air Palaeolithic rock art of Spain // ArkeoGazte Aldizkaria: Animals in Prehistoric art. The Euro-Mediterranean region and its surroundings. - 2021. - Vol. 11 - P. 47-73.
  • Fernandes A.P.B., Reis M., Escudero C.Y, Vasquez M.C.Integration of natural stone features and conservation of the Upper Palaeolithic Coa Valley and Siega Verde open-air rock art // Time and Mind. - 2017. - Vol. 10. -№ 3. - P. 293-319.
  • Pigeaud R. Autour du Cap Blanc: quelques remarques sur la "forme-cheval" // L'Anthropologie. - 1999. - Vol. 103, № 4. - P. 569-616.
  • Sauvet G., Tosello G. Le mythe paleolithique de la caverne. // Le propre de l'Homme. Psychanalyse et prehistoire. Lausanne: Delachaux et Niestle Publ., 1998. -P. 55-90.
Еще
Статья научная