Исламское образование на Северном Кавказе в прошлом и в настоящем

Автор: Ярлыкапов Ахмет Аминович

Журнал: Вестник Евразии @eavest

Рубрика: Образование

Статья в выпуске: 2, 2003 года.

Бесплатный доступ

В статье дается обзор истории исламского образования на Северном Кавказе с первых веков проникновения ислама в регион и вплоть до сегодняшнего дня. В первой части статьи представлены история формирования и структура традиционной системы образования, которая включала в себя кораническую школу, начальную и среднюю школу, а также индивидуальное обучение у известных ученых. В начале XX века предпринимались попытки внедрить новые методы обучения, включить в число предметов светские науки. Однако идеи джадидизма и обновления так и не получили широкого распространения на Северном Кавказе. Во второй части отмечается, что в 1930-х годах произошло разрушение исламского образования на среднем и высшем уровнях, тогда как начальное образование сохранилось, хотя и приняло более частный, «домашний» характер. В конце XX века система исламского образования стала восстанавливаться, причем в том виде, в каком она существовала здесь в самом начале прошлого столетия. Появившиеся в 1990-х годах исламские вузы заявляли о себе как о новой форме исламского образования, но практически остаются на уровне средней и даже начальной школы. Конкурентами им стали «ваххабитские» учебные заведения, программа обучения в которых сочеталась с политико-идеологической индоктринацией и военной подготовкой. Это еще больше способствует консервации «традиционной» системы, ее закрытости от изменений и реформ. К статье приложены вопросы-замечания, возникшие при ее чтении у профессионального арабиста.

Еще

Короткий адрес: https://sciup.org/14911838

IDR: 14911838

Список литературы Исламское образование на Северном Кавказе в прошлом и в настоящем

  • Биджи-улу Мухаммад. Страх перед образованием//НГ-религии. № 16 (63), 2000, 23 августа. С. 6.
  • Дербенд-наме (Румянцевский список). Введение, перевод, комментарии Г. М.-Р. Оразаева//Шихсаидов А. Р., Айтберов Т. М., Оразаев Г. М.-Р. Дагестанские исторические сочинения. М., 1993. С. 32.
  • Большаков О. Г. Средневековый арабский город//Очерки истории арабской культуры (V-XVBB.). М., 1982. С. 199.
  • Шихсаидов А. Р., Тагирова Н. А., Гаджиева Д. X. Арабская рукописная книга в Дагестане. Махачкала, 2001. С. 62-63.
  • Халидов А. Б. Книжная культура//Очерки истории арабской культуры... С. 275.
  • Шихсаидов А. Р. Закарийа ал-Казвини о Дагестане//Источниковедение истории досоветского Дагестана. Махачкала, 1987. С. 110.
  • Гаджиев М. Г.,Давудов О. М., Шихсаидов А. Р. История Дагестана с древнейших времен до конца XV в. Махачкала: Дагестанский научный центр (ДНЦ) РАН, 1996. С. 335.
  • Тизенгаузен В. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. Т. 1. Извлечения из сочинений арабских. СПб., 1884. С. 461.
  • Крачковский И. Ю. Арабская литература на Северном Кавказе//Академик Игнатий Юлианович Крачковский. Избранные сочинения. Т. VI. М.-Л., 1960. С. 610.
  • Алкадари, Гасан-эфенди. Асари-Дагестан (Исторические сведения о Дагестане). 1891 г. Перевод на правах рукописи и предисловие к переводу Али Гасанова (Алкадари). 1927 г.//Рукописный фонд Института истории, археологии и этнографии ДНЦ РАН. Ф. 31. Оп. 1. Д. 5. Ед. хр. 1158. Л. 175.
  • Барабанов А. М. Пояснительные значки в арабских рукописях и документах Северного Кавказа//Советское востоковедение, 1945. Т. III.
  • Омар-оглы А. Воспоминания муталима//Сборник сведений о кавказских горцах. Вып. 1. Тифлис, 1868. С. 15.
  • Каяев А. О библиотеках в Дагестане//Рукописная и печатная книга в Дагестане: Сборник статей. Махачкала, 1991. С. 49.
  • Шихсаидов А. Р. Книжные коллекции Дагестана (К вопросу о формировании и изучении)//Там же. С. 10-17.
  • Агларов М. А. Андийцы: Историко-этнографическое исследование. Махачкала, 2002. С. 225.
  • Абдурахман из Газикумуха. Книга воспоминаний сайида Абдурахмана, сына устада шейха тариката Джамалуддина ал-Хусайни о делах жителей Дагестана и Чечни. Махачкала, 1997. С. 95.
  • Туземец. Грамотность в горах Дагестана//Этнографическое обозрение, 1900. №1. С. 111
  • Забитов С. М. «Круг учения» Саида из Аркани//Письменные памятники Дагестана XVIII-XIX вв. Сборник статей. Махачкала, 1989. С. 94.
  • Каймаразов Г. Ш. Мусульманская система образования в Дагестане//Ислам и исламская культура в Дагестане. М., 2001. С. 117;
  • Ризаханова М. Ш. Гунзибцы. XIX -начало XX в. Историко-этнографическое исследование. Махачкала, 2001. С. 120.
  • Какагасанов Г. И. Религиозные мусульманские (примечетские) школы Дагестана//Ислам и исламская культура в Дагестане. М., 2001. С. 131.
  • Селимханов А. К. Из истории просвещения в Дагестане в XIX веке//Ученые записки [Дагестанского государственного женского педагогического института им. Г. Цадасы]. Т. 1. Махачкала, 1957. С. 140.
  • Резван Е. А. ал-Кур'ан//Ислам: Энциклопедический словарь. М., 1991. С. 142.
  • Ярлыкапов А. А. Ислам у степных ногайцев в XX веке (Историко-этнографическое исследование). Канд. дисс. М.,1999. С. 38.
  • «Автобиография» Абусуфьяна Акаева (публикация А. Р. Шихсаидова, Г. М.-Р. Оразаева)//Рукописная и печатная книга в Дагестане... С. 134.
  • Акаев А. Юз йыллыкъ тынч рузнама ва ма'лумат хасана (Легкий календарь на сто лет и интересные сведения). Араб. графика. Петровск, тип. А. М. Михайлова, 1904. С. 56.
  • Мец А. Мусульманский Ренессанс. М., Изд-во «ВиМ», 1996. С. 176.
  • Каймаразов Г. Ш. Просвещение в дореволюционном Дагестане. Махачкала, 1989. С. 28.
  • Денгиз Синдибад (Синдбад-мореход. Переводчик -Нухай Батырмурзаев). Араб. графика. Темир-ХанBШура, 1912. С. 5.
  • Генко А. Н. Арабский язык и кавказоведение. О значении арабских материалов для изучения истории Кавказа//Труды второй сессии Ассоциации арабистов. 19-23 октября 1937 г. Под ред. и с предисл. акад. И. Ю. Крачковского/Труды Института востоковедения. Вып. XXXVI. М.-Л., 1941. С. 83-84.
  • Каталог печатных книг и публикаций на языках народов Дагестана (Дореволюционный период). Сост. А. А. Исаев. Махачкала, 1989. С. 14.
  • Абусуфьян Акаев. Иршад ас-сибйан (Наставление детям). Араб. графика. Темир-Хан-Шура, 1909. С. 2-14.
  • 'Али Рза-эфенди ат-Трабзуни. Хаза китаб ал-алиф ва-л-ба' фи махарадж ал-ху-руф ва-с-сифат би-лисан ал-джабали ва-с-сахли (Учебное пособие для первоначального обучения детей чтению и письму). Араб. графика. Темир-Хан-Шура, 1907. С. 2-31.
  • Абусуфьян Акаев. Юз йыллыкъ тынч рузнама ва ма'лумат хаса-на... С. 54-56; То же. Изд 2-е. Темир-Хан-Шура, 1910. С. 2.
  • Мусульманское духовенство и народные школы//Кавказ, 1893, 12 сентября.
  • Рой Я. Ислам в Советском Союзе после второй мировой войны//Ислам и этническая мобилизация: национальные движения в тюркском мире. Сост. С. М. Червонная. М., 1998. С. 128.
  • Бобровников В. О. Дагестан//Ислам на территории бывшей Российской империи. Энциклопедический словарь. Вып. 1. М., 1998. С. 32.
  • Шихсаидов А. Р. Ислам в Дагестане//Центральная Азия и Кавказ, 1999. № 4 (5). С. 109.
  • Малашенко А. В. Исламские ориентиры Северного Кавказа. М., 2001. С. 91.
  • Эльдаров У. Очередная мобилизация?//Северный Кавказ, 2002. № 42 (598).
  • Сапронов А. Учитель в Чечне -профессия героическая//Информационный сайт «Учительской газеты»:http://www.ug.ru/02.18/pv3.htm.
  • http://www.assalam.dgu.ru/html5/a5_9.html.
  • Макаров Д. В. Официальный и неофициальный ислам в Дагестане. М., 2000. С. 5.
  • http://dagpravda.ru/ob/relobr0210.htm.
  • http://kavkaz.memo.ru/newstext/news/id/531431.html.
  • Рошани Х. Исламизация учебной программы:http://islamUA.net/islam_ua/todae/curiculum.shtml.
  • Малашенко А. В. Исламское возрождение в современной России. М., 1998. С. 81.
  • Исламское образование в Дагестане и за рубежом (Беседа М. Гамзатова с Омарас-хабом Амирхановым)//Исламский Вестник (интернет-издание):http://www.islam.dgu.ru/i24-1.html.
  • Бобровников В. О., Ярлыкапов А. А. «Ваххабиты» Северного Кавказа//Ислам на территории бывшей Российской империи. Энциклопедический словарь. Вып. 2. М., 1999. С. 21.
  • Шавдонаев Х. Записки из лагеря муджахедов//Диа-Логос: Религия и общество. 2000-2001. Альманах. М., 2001. С. 220-222.
  • Ярлыкапов А. Кредо ваххабита//Там же. С. 240-243.
Еще
Статья научная