"Искусство жизни" стоиков

Автор: Санженаков Александр Афанасьевич

Журнал: Schole. Философское антиковедение и классическая традиция @classics-nsu-schole

Статья в выпуске: 1 т.11, 2017 года.

Бесплатный доступ

Статья посвящена анализу стоического понятия «искусство жизни». Сначала автор обращается к сократической философии, где впервые появляется «искусство заботы о себе» - прообраз исследуемого понятия. Затем он показывает, что нормативное требование попечения о собственной душе, высказанное Сократом, было не только подхвачено стоиками, но и оснащено ясным представлением об условиях его выполнимости. Эти представления появились благодаря данному Зеноном Китийским определению искусства как «упорядоченной совокупности постижений». Однако ригористичность раннестоического учения не позволила ясно показать механизм выполнимости. Лишь римский стоицизм в лице Сенеки смог в полной мере раскрыть смысл «искусства жизни» как теоретико-практического концепта.

Еще

Искусство жизни, забота о себе, стоики, м. фуко, технологии себя

Короткий адрес: https://sciup.org/147103498

IDR: 147103498   |   DOI: 10.21267/AQUILO.2017.11.4532

Список литературы "Искусство жизни" стоиков

  • Mansfeld, J. (1989) "Techne: A New Fragment of Chrysippus," Studies in Later Greek Philosophy and Gnosticism. A selection of papers and reviews, with preface, index, addenda, and corrections, Collected Studies Series 292. London, 57-65.
  • Sellars, J. (2009) The Art of Living: The Stoics on the Nature and Function of Philosophy. London.
  • Tieleman, T. (2008) "The Art of Life. An Ancient Idea and its Survival," ΣΧΟΛΗ (Schole) 2.2, 245-252.
  • Лосев, А. Ф. (2000) История античной эстетики. Высокая классика. Харьков, Москва.
  • Ошеров, С. А., пер., ред. (1977) Сенека. Нравственные письма к Луцилию. Москва.
  • Степанова, А. С. (2012) Философия Стои как феномен эллинистическо-римской культуры. Санкт-Петербург.
  • Столяров, А. А. (1995) Стоя и стоицизм. Москва.
  • Столяров, А. А., пер., ком. (1998-2010) Фрагменты ранних стоиков, в 3-х тт. Москва . Т. 1.
  • Столяров, А. А., пер., ком. (1998-2010) Фрагменты ранних стоиков, в 3-х тт. Москва . Т. 2. Ч. 1.
  • Столяров, А. А., пер., ком. (1998-2010) Фрагменты ранних стоиков, в 3-х тт. Москва . Т. 2. Ч. 2.
  • Столяров, А. А., пер., ком. (1998-2010) Фрагменты ранних стоиков, в 3-х тт. Москва . Т. 3. Ч. 1.
  • Столяров, А. А., пер., ком. (1998-2010) Фрагменты ранних стоиков, в 3-х тт. Москва . Т. 3. Ч. 2.
  • Фуко, М. (2007) Герменевтика субъекта: Курс лекций, прочитанных в Коллеж де Франс 1981-1982 учебном году. Пер. A. Г. Погоняйло. Санкт-Петербург.
  • Фуко, М. (2008) «Технологии себя. Пер. А. Корбута», Логос 2 (65), 96-122.
  • Шейнман-Топштейн, С. Я., пер. (1990) Платон. Алкивиад I, Собрание сочинений. Том 4. Москва, 220-267.
  • Ревякина 1994 -Серват Луп. Письмо к Эйнхарду, пер. Н. Ревякиной, в: Антология педагогической мысли христианского Средневековья. Москва, 1994. Т. 1.
  • Уманская 1996 -Макробий. Комментарий на ‘Сон Сципиона', кн. I, гл. 3 -5 и фрг. гл. 6 (1, 3-5, 7-53, 57-59), пер. с лат. и примеч. Т.А. Уманской, в кн.: Знание за пределами науки. Москва: Республика, 1996.
  • Armisen-Marchetti, M. (2001) , Macrobe. Commentaire au songe de Scipion , t. 1 -livre I. Paris.
  • Barker-Benfield, B. C. (1975) The manuscripts of Macrobius' Commentary on the ‘Somnium Scipionis', Unpub. D. Phil. diss., 2 vols. University of Oxford.
  • Barker-Benfield, B. C. (1976) "A ninth-century manuscript from Fleury: Cato de senectute cum Macrobio," Medieval Learning and Literature. Oxford.
  • Barker-Benfield, B. C. (1983) "Macrobius," Texts and Transmission. A Survey of the Latin Classics, ed. L. D. Reynolds. Oxford.
  • Beeson, С. H. (1930) "Lupus as scribe and text critic," The Mediaeval Academy of America. Publication № 4. Cambridge. Cat. -Catalogus codicum manuscriptorum bibliothecae regiae. Pars 3. T. 4. Parisiis, 1744.
  • De Paolis, P. (1982) , Macrobii Theodosii de verborum graeci et latini differentiis vel societatibus excerpta, ed. P. De Paolis. Urbino.
  • Dümmler, E., ed. (1884) Lupi abbatis Ferrariensis epistolae, Monumenta Germaniae Historica: Epistolae, vol. 6. Hanover: Weidmann, 1902-1925; repr. 1974.
  • Hütting, A. (1990) Macrobius im Mittelalter. Ein Beitrag zur Rezeptionsgeschichte der Commentarii in Somnium Scipionis. Frankfurt am Main -Bern -New York -Paris.
  • Jan, L., von (1848) , Macrobius. Opera quae supersunt, ed. L. von Jan, 2 vol. Leipzig -Quedlinburg, 1848-1852. Vol. 1.
  • La Penna, A. (1950) "Le Parisinus Latinus 6370 et le texte des Commentarii de Macrobe," Revue de Philologie 24.
  • La Penna, A. (1951) "Note sul testo dei Commentarii di Macrobio," Annali della Scuola Normale Superiore di Pisa, classe di Lettere e filosofia, s. 2, 20.
  • Manitius, M. (1935) Handschriften antiker Autoren im Mittelalterlichen Bibliothekskatalogen. Leipzig.
  • Marshall, P., ed. (1984) Servati Lupi Epistolae. Leipzig.
  • Pellegrin, E. (1957) "Les manuscrits de Loup de Ferrières. A propos du manuscrit Orléans 162 (139) corrigé de sa main," Bibliothèque de l'école des chartes 115, 5-31;
  • Regenos, G. W., tr. (1966) The Letters of Lupus of Ferrières. The Hague. Stahl, W. G. (21990) , Macrobius. Commentary on the ‘Dream of Scipio'. New York.
  • Thorndike, L. (1923) A History of Magic and Experimental Science during the First Thirteen Centuries of our era, in 8 vols. New York -London, 1923-1941. Vol. 1. -https://archive.org/stream/historyofmagicex00thor#page/n5/mode/2up (декабрь, 2016).
  • Willis, I. (1963) , Ambrosii Theodosii Macrobii Saturnalia, ed. I. Willis. Lipsiae.
  • Жильсон, Э. (2004) Философия в Средние века, пер. с фр. А. Б. Бакулова. Москва.
  • Ненарокова, М. Р. (2005) «Луп из Ферье и его Житие св. Вигберта», Диалог со временем 15.
  • Петров, В. В. (1995) "Accessus Iohannis Scotti", в: Иоанн Скотт Эриугена. Гомилия на пролог ‘Евангелия от Иоанна'. Москва.
  • Петрова, М. С., пер. (2005) «Эйнхард: историк в истории», в: Эйнхард. Жизнь Карла Великого. Москва.
  • Петрова, М. С. (2007) Макробий Феодосий и представления о душе и о мироздании в Поздней Античности. Москва: Кругь.
Еще
Статья научная