Искусство как культурная универсалия

Автор: Шибаева М.М., Волобуев В.А.

Журнал: Культура и образование @cult-obraz-mguki

Рубрика: Культурные процессы и явления

Статья в выпуске: 2 (49), 2023 года.

Бесплатный доступ

В статье обосновывается научная целесообразность расширения понятийных границ рефлексии над феноменом искусства. В ряду тенденций совершенствования гуманитарного знания в целом и культурологического в частности прослеживается исследовательская установка на использование междисциплинарного подхода к различным явлениям, включая искусство. Образная природа и жанрово видовое богатство искусства, многозначность его функционального ряда и кумулятивный потенциал художественного наследия, с одной стороны, и неоднозначность эстетических трансформаций, с другой, обусловливают потребность в обогащении круга понятий, а точнее, в более продуктивном использовании в методологии постижения искусства такой категории, как «культурная универсалия». Исходя из факта развития в последние десятилетия культурологии искусства, авторы статьи раскрывают концептуальный характер данной категории, которая не является «вызовом» апробированным в истории философско эстетической мысли определениям и понятиям искусства, а открывает возможность целостного всестороннего постижения сущности «мышления в образах» и его культуротворческого и гу-манитарного потенциала.

Еще

Искусство, хронотоп культуры, культурное самосознание

Короткий адрес: https://sciup.org/144162811

IDR: 144162811   |   DOI: 10.24412/2310-1679-2023-249-5-15

Список литературы Искусство как культурная универсалия

  • Аксаков К. С. Эстетика и литературная критика. Москва: Искусство. 1995. 526 с.
  • БахтинМ. М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. Москва: 1975. 502 с.
  • Блок А. А. Письмо о театре // /Сочинения в двух томах. Том 2. Москва: Художественная литература. 1955. С. 214-216.
  • Волобуев В. А. О философско-эстетической направленности эстрадно-джазового искусства // Эстрадно-джазовое искусство: история, теория, практика. Материалы II Международной научно-практической конференции, посвященной 75-летию Российской академии музыки имени Гнесиных 17-18 апреля 2019 года. Сборник статей. Москва: Академический проект. 2020. С. 44-52.
  • Гачев Г. Г. Содержательность художественных форм. Эпос. Лирика. Театр. Москва: Просвещение. 1968. 302 с.
  • ГегельГ. В.Ф. Лекции по эстетике //История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли. Том 3. Москва: Искусство, 1967. 1006 с.
  • ЗаксЛ. А. Проблемные поля онтологии искусства // Онтология искусства: сборник научных трудов. Екатеринбург: Гуманитарный университет. 2005. С. 6-32.
  • КривцунО. А. Эстетика. 3-е изд., перераб. и доп. Москва: Юрайт. 2014. 549 с.
  • Лисовец И. М. Искусство как бытие: художественный мир и повседневность культуры // Онтология искусства: сборник научных трудов. Екатеринбург: Гуманитарный университет. 2005. С. 113-125.
  • ЛотманЮ. М. Культура и взрыв. Москва: Прогресс: Гнозис. 1992. 270 с.
  • Мамардашвили М. К. Время и пространство театральности // Театр. 1989 № 4. С. 105-108.
  • Степун Ф. А. Сочинения. Москва: РОССПЭН, 2000. 1000 с.
  • Шибаева М. М. Художественное экспериментирование в ракурсе культурфи-лософской рефлексии // Архитектоника современного искусства. Сборник статей. Санкт-Петербург. 2015. С. 67-79.
  • Шпет Г.Г. Искусство как вид знания. Избранные труды по философии культуры. Москва: РОССПЭН. 2007. 712 с.
Еще
Статья научная