Иосиф Шиллингер о ладах

Автор: Иванова Елизавета Михайловна

Журнал: Общество. Среда. Развитие (Terra Humana) @terra-humana

Рубрика: Мир художественной культуры

Статья в выпуске: 3 (32), 2014 года.

Бесплатный доступ

Выпускник Петроградской консерватории, Иосиф Шиллингер получил известность в США благодаря авторскому методу преподавания техники композиции, основанному на математическом подходе. В своих работах он предпринял попытку систематизации современных ему ладов, разделив их на диатонические, симметричные и подвергнутые экспансии. Как преподаватель Шиллингер в первую очередь руководствовался практическими соображениями и классифицировал не столько лады, сколько сами звукоряды. Функциональные отношения тонов рассматриваются им несколько упрощенно, только с количественной точки зрения. Фрагменты «Системы музыкальной композиции» предвосхищают описание ладов ограниченной транспозиции в «Технике музыкального языка» Мессиана. Систематизированные Шиллингером лады, как и методы работы с ними, использовались его учениками, в частности, Дж. Гершвином, и последователями, как Э. Браун.

Еще

Звукоряды, лады ограниченной транспозиции, о. мессиан, техника композиции, и. шиллингер

Короткий адрес: https://sciup.org/14031770

IDR: 14031770

Список литературы Иосиф Шиллингер о ладах

  • Иванова Е.М. В поисках формулы джаза. Вехи творческого пути Иосифа Шиллингера//Музыкальное образование в современном мире: диалог времен. Ч. 2/Ред.-сост. М. Воротной. -СПб.: Перспектива, 2012. -С. 79-84.
  • Иванова Е.М. «Порги и Бесс» Дж. Гершвина: поверить алгеброй гармонию. К проблеме практического применения техники композиции Шиллингера//Музыкальное образование в современном мире: диалог времен. Ч. 2/Ред.-сост. М. Воротной. -СПб.: Перспектива, 2011. -С. 49-55.
  • Иванова Е.М. Применение техники композиции И. Шиллингера в ранних произведениях Э. Брауна//Общество. Среда. Развитие.-2012, № 3. -С. 166-170.
  • Мессиан О. Техника моего музыкального языка. -М.: Греко-латинский кабинет, 1994. -127 с.
  • Xолопов Ю.Н. Симметричные лады в теоретических системах Яворского и Мессиана//Музыка и современность. -Вып. 7. -М.: Музыка, 1971. -C. 247-293.
  • Яворский Б.Л. Строение музыкальной речи. Ч. 1-3. -М., 1911. -40 с.
  • Nauert P. Theory and Practice in «Porgy and Bess»: The Gershwin-Schillinger Connection//The Musical Quarterly, Vol. 78. -1994, № 1 (Spring). -P. 9-33.
  • Schillinger J. Kaleidophone: New Resources of Melody and Harmony: Pitch Scales in Relation to Chord Structures. -Massachusetts: Clock & Rose Press, 2003. -95 p.
  • Schillinger J. The Mathematical Basis of the Arts. -N.-Y.: Da Capo Press Music Reprint Series, 1976. -696 p.
  • Schillinger J. The Schillinger System of Musical Composition: In 2 vol . -N.-Y.: Da Capo press music reprint series, 1978. -1640 p.
  • Yaffe J. An Interview with Composer Earle Brown//Contemporary Music Review. Vol. 26. -2007, № 3/4, June/August. -P. 289-310.
Еще
Статья научная