Игровые компьютерные среды и меняющийся опыт городских коммуникаций

Автор: Сергеева Ольга Вячеславовна, Зиновьева Надежда Андреевна

Журнал: Logos et Praxis @logos-et-praxis

Рубрика: Социология и социальные технологии

Статья в выпуске: 4 т.19, 2020 года.

Бесплатный доступ

Благодаря мобильным технологиям современный город существует как пересечение реального и виртуального миров, сочетает коммуникации лицом к лицу и онлайн опыт. Кроме того, сам город является постоянно воссоздаваемым объектом в виртуальной игровой среде, и выступает не просто фоном, но важным ресурсом развития игровых взаимодействий. Гибридизация, проявляющаяся в дополнении физического пространства виртуальными объектами, и трансмедиация, отражающая процесс свободной передачи контента между разными платформами, дают новые возможности горожанам для участия и наблюдения жизни города. Цель статьи - теоретическое и эмпирическое обоснование изменений в опыте городских коммуникаций. Анализируемым кейсом стали праздничные (мемориальные) мероприятия, проведенные в период пандемии. Авторы обсуждают случай с парадом Победы 9 мая 2020 года, который был организован игроками в онлайн-пространстве, но благодаря стримерам транслировался для широкой аудитории. Все участники так или иначе стремились в чем-то соответствовать настоящему парадному шествию: задействовали технику и боевые подразделения (юниты), выбирали локации, похожие на пространство площадей, старались идти, ехать или лететь в строю, использовали музыку маршей или песен военных лет. Свои парады создавали и игроки, и официальные команды разработчиков игр. Авторы делают вывод, что игровое пространство, его архитектура и комплекс артефактов, имеют первостепенное значение для проведения данного мероприятия и создают базу для полной (парад обычно проводится в этой городской среде), частичной (есть вымышленные элементы) или творческой реконструкций (парад проводится в пространстве, где он пройти не может) события. Авторы отмечают, что виртуальные игры меняют опыт городских коммуникаций, становятся площадкой как для общения, так и для поддержания культурных образцов, например, для проведения городских ритуалов. Воспроизводство городских ритуалов, культурное погружение в ритуализированные практики в игровых урбанизированных средах реконфигурирует совместную социальную деятельность современных горожан.

Еще

Социология города, компьютерные игры, стримы, игровые пространства, гибридная реальность, ритуалы меморации

Короткий адрес: https://sciup.org/149131930

IDR: 149131930   |   DOI: 10.15688/lp.jvolsu.2020.4.5

Список литературы Игровые компьютерные среды и меняющийся опыт городских коммуникаций

  • Вахштайн web - Вахштайн В.С. Трансформация общественных пространств и эволюция социальной коммуникации (The Transformation of Public Space and the Evolution of Social Communication) (May 30, 2016) // https:// papers.ssrn.com/sol3/papers.cfm?abstract _id=2833366.
  • Ветушинский 2017 - Ветушинский А. С. Исследование игровых пространств: встреча гейм-дизайна и архитектуры. Рецензия на книгу: Space. Time. Play. Computer Games, Architecture and Urbanism: The Next Level (2007) F. von Borries, S.P. Walz, M. Böttger (eds), Basel; Boston; Berlin: Birkhäuser // Социология власти. 2017. Т. 29 (1). С. 258-275.
  • Глазков 2015 - Глазков К.П. Игровое столкновение в эпоху его цифровой воспроизводимости // Социология власти. 2015. Т. 27 (№ 4). С.72-92.
  • Глазков 2017 - Глазков К.П. Телесное присутствие в геолокационных играх // Социология власти. 2017. Т. 29 (3). C. 163-196.
  • Горбушина, Чеботарев 2020 - Горбушина М.А., Чеботарев А.М. Истоки компьютерной графики в видеоиграх // IX Лазаревские чтения «Лики традиционной культуры в современном культурном пространстве: память культуры и культура памяти»: сб. материалов Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, 26 февр. - 2 марта). Челябинск: ЧГИК, 2020. С. 108-109.
  • Ильин 2020 - Ильин К. С. Дизайн и архитектура в видеоиграх // Новые идеи для нового века. 2020. №> 3. С. 173-180.
  • Карта «Минск»... web - Карта «Минск». Игра и реальность // https://worldoftanks.ru/ru/news/ common/karta-minsk-igra-i-realnost.
  • Королева и др. 2017 - КоролеваД.О., Кочервей А.И., Насонова (Арно) К.М., Шибеко Ю.В. Игра «Покемон Го» как кросс-культурный феномен // Игровая культура современного детства: материалы I Междунар. науч.-практ. конф. (г. Москва, 28-30 сентября 2016 г.). В 2 т. Т. 1. М.: НАИР, 2017. С. 31-40.
  • МакГонигл 2015 - МакГонигл Д. Настоящая маленькая игра: эффект Пиноккио в первазивных играх // Философско-литературный журнал «Логос». 2015. Т. 25, №> 1 (103). С. 130-156.
  • Маккуайр 2014 - Маккуайр C. Медийный город. Медиа, архитектура и городское пространство. М.: Strelka Press, 2014.
  • Саблина 2018 - Саблина А.А. Следуя за ловцами покемонов: городское пространство, комью-нити и российский контекст // Молодежь Европы и России. Европа и Европейский союз глазами ученых: материалы Междунар. науч. конф. (г. Томск, 17-19 мая 2018 г.). Томск: Изд-во Томск. ун-та, 2018. С. 59-63.
  • Салин, Галанина 2016 - Салин А.С., Галанина Е.В. Миссия выполнена: насколько свободен геймер в виртуальном мире видеоигры? // Контекст и рефлексия: философия о мире и человеке. 2016. Т. 5 (№ 5А). С. 160-177.
  • Álvarez, Duarte 2018 -ÁlvarezR., Duarte F. Spatial Design and Placemaking: Learning from video games // Space and Culture. 2018. Vol. 21 (3). P. 208 -232.
  • Borries, Walz, Böttger (eds.) 2007 - Borries von F., WalzS.P., BöttgerM. (eds.). Space. Time. Play. Computer Games, Architecture and Urbanism: The Next Level. Basel; Boston; Berlin: Birkhäuser, 2007.
  • De Souza, Frith 2012 - De Souza A.S., Frith J. Mobile Interfaces in Public Spaces: Locational Privacy, Control, and Urban Sociability. N. Y. : Routledge, 2012.
  • De Souza, Hjorth 2009 - De Souza A.S., Hjorth L. Urban Spaces as Playful Spaces: A Historical Approach to Mobile Urban Games // Simulation and Gaming. 2009. Vol. 40 (5). P. 602-625.
  • Koutsabasis 2012 - Koutsabasis P. On the Value of Virtual Worlds for Collaborative Design // Design Studies. 2012. Vol. 33. P. 357-390.
  • Leorke 2018 - Leorke D. Location-Based Gaming: Play in Public Space. Gateway East: Palgrave Macmillan, 2018.
  • Licoppe 2017 - Licoppe C. From Mogi to Pokemon Go. Continuities and change in location aware collection games // Mobile Media and Communication. 2017. Vol. 5 (1). P. 24-29.
  • Minnery, Searle 2014 - Minnery J., Searle G. Toying with the City? Using the Computer Game SimCity™4 in Planning Education // Planning Practice & Research. 2014. Vol. 29. P. 41-55.
  • Nitsche 2008 - Nitsche M. Video Game Spaces. Image, Play, and Structure in 3D Game Worlds. Cambridge; L. : The MIT Press, 2008.
  • Sicart 2017 - Sicart M. Reality has always been augmented: Play and the promises of Pokémon GO // Mobile Media & Communication. 2017. Vol. 5(1). P. 30-33.
  • Walz 2010 - Walz S.P. Toward a Ludic Architecture. The Space of Play and Games. Pittsburgh: ETC Press, 2010.
  • YouTube-канал Игровой канал Чарли Фрая. ПАРАД ПОБЕДЫ В GTA ONLINE! // https:// www.youtube.com/watch?v=m686xD0zhVM (дата обращения: 10.12.2020).
  • YouTube-канал КоПанда. ПАРАД ПОБЕДЫ на 9 МАЯ в РОБЛОКС ТОВЕР БАТЛС Tower Battles Roblox // https://www.youtube.com/watch?v= 9nn2CTYnhIc (дата обращения: 10.12.2020).
  • YouTube-канал Максим Ковалев. «Парад Победы на Дворцовой площади Провинции» // https:// www.youtube.com/watch?v=jsBN51GS7P8 (дата обращения: 10.12.2020).
  • YouTube-канал ENERGO DED. ПАРАД ПОБЕДЫ в КРОССАУТ [Игра CROSSOUT] // https:// www.youtube.com/watch?v=-b3PCau59U0 (дата обращения: 10.12.2020).
  • YouTube-канал It's Samarin. ПАРАД ПОБЕДЫ 2020 НА GREENTECH RP | GTA CRMP // https:// www.youtube.com/watch?v=V9LggrXpOIs (дата обращения: 10.12.2020).
  • YouTube-канал STEEL CLAN. ПАРАДПОБЕДЫ ! ! ! В WORLD OF TANKS 9 МАЯ 2020 // https://www.youtube.com/watch?v=Fi2rUiAhXc0 (дата обращения: 10.12.2020).
  • YouTube-канал War Thunder. Официальный канал. ПАРАД ПОБЕДЫ / War Thunder // https:// www.youtube. com/watch?v=wQW5bD sQgPE (дата обращения: 10.12.2020).
  • YouTube-канал World of Warships [WoWS]. Официальный канал. «[RU] Стрим в честь Дня Победы!» // https://www.youtube.com/ watch?v=y_zMaUd4c3A (дата обращения: 10.12.2020).
Еще
Статья научная