Художник и его модель: проблематика любви, власти и жертвы в повести Л.Д. Зиновьевой-Аннибал "Тридцать три урода"

Автор: Сомова Светлана Владимировна

Журнал: Новый филологический вестник @slovorggu

Рубрика: Русская литература

Статья в выпуске: 1 (48), 2019 года.

Бесплатный доступ

В статье показано, что проблематика эроса и проблематика творческой деятельности и маски художника в повести «Тридцать три урода» соединяются таким образом, что религиозно-философские и эстетические идеи конкретизируются как проблемы остро драматического комплекса межличностных отношений любви, власти и жертвы между художником-творцом (трагической актрисой) и его моделью (безымянной девушкой). Построение произведения указывает на собственно творческий аспект проблемы любви - переживания художника-творца и его модели раскрывают трагедию единства «восхождения» и «нисхождения» в творческом акте. Источником трагедии любви и искусства является устремленность любящего и художника к «реальнейшему» в объекте любви и модели художника. В искусстве это маска - трагические роли Веры в театре, - поднимающая ее личную драму любви в сверхличный план, и эта уже чисто художническая позиция формирует ее любовь и ее отношение к модели не как к конкретной личности, а как к «реальнейшему» в ней, которое должно быть отделено, изолировано от противоречивой жизненной полноты объекта любви или модели художника: Я тебя научу самой себе. Образ лижущей пантеры раскрывает в любви художника творческую волю, устремленную к воплощению «вечного мига» в конкретном телесном образе - неистовая и властная любовь Веры есть принесение девушки в жертву божественной красоте, которую художник в ней постигает: девушка - и богиня, и жертва. Творческий акт «восхождения» осуществим только путем «нисхождения» - низведения «реальнейшего» в реальность телесного образа и реальность конкретной личности. Попытки зафиксировать реальнейшее обнаруживают трагическую проблематичность реальной любви и реального творческого акта.

Еще

Художник и его модель, маска, эрос, трагедия, власть, лижущая пантера, зеркало, жертва, красота, восхождение, нисхождение, вяч. иванов

Короткий адрес: https://sciup.org/149127122

IDR: 149127122   |   DOI: 10.24411/2072-9316-2019-00010

Список литературы Художник и его модель: проблематика любви, власти и жертвы в повести Л.Д. Зиновьевой-Аннибал "Тридцать три урода"

  • Баркер Е.Н. Дионисийский символ серебряного века. Творчество Л.Д. Зиновьевой-Аннибал: дис. … к. филол. н.: 10.01.01. СПб., 2001.
  • Бахтин М.М. Проблема формы, содержания и материала в словесном художественном творчестве // Бахтин М.М. Собрание сочинений: в 7 т. Т. 1. М., 2003. С. 265-325.
  • Богомолов Н.А. «Мы два грозой зажженые ствола». Эротика в русской поэзии - от символистов до обэриутов // Литературное обозрение. 1991. № 11. С. 56-65.
  • Дешарт О. Введение // Иванов Вяч. Собрание сочинений: в 4 т. Т. 1. Брюссель, 1979. С. 7-227.
  • Зиновьева-Аннибал Л.Д. Тридцать три урода. М., 1999. 6. Иванов Вяч. О границах искусства // Иванов Вяч. Собрание сочинений: в 4 т. Т. 2. Брюссель, 1974. С. 627-651.
  • Иванов Вяч. Предисловие к посмертному изданию «Тридцати трех уродов» // Зиновьева-Аннибал Л.Д. Тридцать три урода. М., 1999. С. 439-443.
  • Иванов Вяч. Религиозное дело Владимира Соловьева // Иванов Вяч. Собрание сочинений: в 4 т. Т. 3. Брюссель, 1979. С. 295-306.
  • Иезуитова Л.А. Устойчивая архетипическая формула «восхождение - нисхождение - восхождение» в творчестве Вяч. И. Иванова и Л.Н. Андреева // Башня Вячеслава Иванова и культура Серебряного века / отв. ред. А.Б. Шишкин. СПб., 2006. С. 149-160.
  • Михайлова М.В. Психологизм в русской женской прозе Серебряного века // Женщины Серебряного века: жизнь и творчество. Тезисы докладов III научной конференции «Российские женщины в европейской культуре». 23-25 сентября 1996. СПб., 1996. С. 60-64.
  • Никольская Т.Л. Творческий путь Л.Д. Зиновьевой-Аннибал // Блоковский сборник 8. Ученые записки Тартуского государственного университета. Вып. 813. Тарту, 1988. С. 123-137.
  • Рымарь Н.Т. Поэтика границы в литературе. Эстетические и поэтологические аспекты проблемы границы как феномена художественного языка. Siedlce, 2016.
  • Шахадат Ш. Искусство жизни. Жизнь как предмет эстетического отношения в русской культуре XVI - ХХ веков / пер. с нем. А.И. Жеребина. М., 2017.
Еще
Статья научная