Художественные функции пейзажа в ранней прозе А. Грина (Остров Рено)

Бесплатный доступ

Статья посвящена специфике образов природы в раннем творчестве А. Грина. Цель исследования - выявить смысловые значения и изобразительные возможности пейзажа в его прозе конца 1900-х - начала 1910-х гг. Материалом анализа послужил репрезентативный рассказ Остров Рено (1909), в котором пейзаж - одно из определяющих средств как раскрытия константной проблематики произведений писателя, касающейся онтологической и социальной свободы человека, границ индивидуальной воли, так и описания ментальности персонажа в целом. Применен герменевтический подход к тексту. Рассмотрена роль пейзажа в сюжетно-композиционной организации текста. Символическое и автологическое содержание пейзажных картин определено как детерминант в создании героя романтического склада, изображении психологического пространства, формирующегося на основе сенсорных ощущений, полярных эмоциональных рефлексов, когнитивных особенностей, онейрических состояний и этических реакций персонажа. В частности, использован принцип полисенсорной композиции в сюжетах, описывающих психологические состояния героя на природе. Прослежено развитие тургеневской традиции описания природы в прозе Грина. Сделан акцент на художественных средствах, используемых для вербального воссоздания бытия природы и бытия человека, - на поэтике цвета и света, метафорах, сравнениях, гиперболах и др. Представлены выводы о высокой степени мифогенности образов природы, их значимости для самопознания, воспроизведения самочувствия человека, погруженного в естественную среду.

Еще

А. грин, пейзаж, природа, психологический, рассказ, самосознание, свет, синестезия, цвет

Короткий адрес: https://sciup.org/147236772

IDR: 147236772   |   DOI: 10.17072/2073-6681-2021-4-123-128

Список литературы Художественные функции пейзажа в ранней прозе А. Грина (Остров Рено)

  • Абрагам К. Сон и миф. Очерк народной психологии. М.: Современные проблемы, 1912. 120 с.
  • Бердяев Н. Самопознание (опыт философской автобиографии) / вступ. ст. Ю. П. Сенокосова. М.: Международные отношения, 1990. 336 с.
  • Боева Н. Б. Особенности синтаксической организации пейзажных контекстов в современных английских и американских рассказах // Научная мысль Кавказа. 2004. № 12. С. 190-194.
  • Грин А. С. Собрание сочинений: в 5 т. Т. 1. Рассказы 1906-1912 гг. / сост., вступ. ст. В. Ков-ского; прим. А. Ревякиной. М.: Худож. лит., 1991. 703 с.
  • Дмитриевская Л. Н. Пейзаж и портрет: проблема определения и литературного анализа (пейзаж и портрет в творчестве З. Н. Гиппиус). М.: (Ярославль) ООО «Литера», 2005. 135 с.
  • Кобзев Н. А. Ранняя проза А. С. Грина. Симферополь: Крымский архив, 1995. 71 с.
  • Козлова Е. А. Принципы художественного обобщения в прозе А. Грина: развитие символической образности: дис. ... канд. филол. наук. Псков, 2004. 204 с.
  • Ляпина Л. Сенсорная поэтика в русской литературе XIX века. Опыты изучения. СПб.: Pal-marium Academic Publishing, 2014. 169 с.
  • Прокофьева В. Ю. Категория пространство в художественном преломлении: локусы и топосы // Вестник ОГУ. 2005. № 11. С. 87-94.
  • Староверова В. В. Художественное мышление И. С. Тургенева и Л. Н. Толстого в изображении пейзажей. Саратов: СГПИ, 1980. 80 с.
  • Уржа А. В. Понятие модусного плана произведения и изучение переводов текста // Слово и текст в культурном сознании эпохи: сб. науч. тр. / отв. ред. Г. В. Судаков. Вологда: Легия, 2010. Ч. 5. С. 253-258.
  • Хализев В. Е. Теория литературы М.: Высшая школа, 2004. 405 с.
  • Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение). СПб.: Питер-пресс, 1997. 608 с.
Еще
Статья научная