Художественная деталь в поэтике повести П. И. Мельникова-Печерского "Гриша"

Автор: Алексеева Любовь Викторовна

Журнал: Проблемы исторической поэтики @poetica-pro

Статья в выпуске: т.14, 2016 года.

Бесплатный доступ

На примере повести «Гриша» (1861) П. И. Мельникова-Печерского художественная деталь рассматривается в статье как важнейший структурообразующий элемент поэтики одного из ранних его художественных сочинений. Отмечается то, что основные принципы литературного творчества Мельникова-Печерского сложились под влиянием его многолетней служебной деятельности, связанной с изучением старообрядчества, его истории, и в значительной степени под влиянием В. Даля. Конкретные примеры из повести демонстрируют то, что художественная деталь в тексте Мельникова-Печерского, основанном на самобытном, старообрядческом, материале, имеет особую содержательную нагрузку, несет смыслоразличительную функцию. Автор статьи выделяет культурно-бытовые детали как основные в повести Мельникова-Печерского. В статье наглядно показано, что отсутствие подробных, развернутых описаний старообрядческого быта компенсируется в повести точно подобранными художественными деталями, дающими представление о предмете (явлении, образе) в целом, или, наоборот, что примечательно для повести Мельникова-Печерского, емкой характеристикой целого, на основе которой можно восстановить, обладая необходимыми знаниями, множество подробностей, деталей описываемого предмета.

Еще

П. и. мельников-печерский, русское старообрядчество, повесть "гриша", художественная деталь, поэтика

Короткий адрес: https://sciup.org/14748968

IDR: 14748968   |   DOI: 10.15393/j9.art.2016.3781

Список литературы Художественная деталь в поэтике повести П. И. Мельникова-Печерского "Гриша"

  • Андреева Е. А. Функциональная нагрузка художественной детали в тексте//Теория и практика современных гуманитарных и естественных наук: сб. науч. тр. ежегодной межрегиональной научно-практической конференции/отв. ред. В. В. Федоров, Р. И. Паровик. -Петропавловск-Камчатский: Камчатский гос. ун-т им. Витуса Беринга, 2016. -С. 51-54.
  • Анисимов Е. В. Императорская Россия. -СПб.: Питер, 2011 . -URL: http://storyo.ru/empire/40.htm (15.08.2016).
  • Анненковь П. В. Романы и разсказы изь простонароднаго быта//Анненковь П. В. Воспоминанiя и критическiе очерки: Собранiе статей и замѣтокь П. В. Анненкова. -СПб., 1879. -Отд. II. -С. 17-38.
  • Баланчук О. Е. Циклизация как принцип поэтики П. И. Мельникова-Печерского (на материале произведений 1840-1860-х гг.). -Йошкар-Ола: МГПИ, 2007. -144 с.
  • Боченков В. В. П. И. Мельников (Андрей Печерский): Мировоззрение, творчество, старообрядчество. -Ржев: Маргарит, 2008. -348 с.
  • Власова З. И. П. И. Мельников-Печерский//Русская литература и фольклор (2 п. XIX века). -Л.: Наука, 1982. -С. 94-130.
  • Галимова Л. Н. Особенности менталитета купца-старообрядца//Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. -2011. -№ 3. -С. 26-33.
  • Гневковская Е. В. Проблема выбора жизненного пути. (Повесть П. И. Мельникова-Печерского «Гриша» и драматический эпизод «Странник» А. Н. Майкова)//Ученые записки Волго-Вятского отделения Международной Славянской академии наук, образования, искусств и культуры. -Н. Новгород: Изд-во Нижегород. ун-та, 2000. -Вып. 14. -С. 141-146.
  • Дунаев М. М. Мельников-Печерский//Дунаев М. М. Православие и русская литература. -М.: Храм Св. мученицы Татианы при МГУ, 2002. -Ч. 3. -С. 329-365.
  • Зеньковский С. А. Русское старообрядчество: в 2 т. -М.: Ин-т ДИ-ДИК, Квадрига, 2006. -688 с.
  • Кормилов С. И. Деталь//Литературная энциклопедия терминов и понятий/под ред. А. Н. Николюкина. -М.: НПК «Интелвак», 2001. -Стб. 220.
  • Кудряшов И. В. Проблема духовной самоидентификации в русской литературе второй половины XIX века: аксиология национальной жизни. -Арзамас: Изд-во АГПИ, 2007. -212 с.
  • Лещинский А. Н., Лещинский Л. А. Истинно-православные христиане странствующие, бегуны, подпольники, сопелковцы, странники//Энциклопедия религий/под ред. А. П. Забияко, А. Н. Красникова, Е. С. Элбакян. -М.: Академически проект; Гаудеамус, 2008. -С. 564-565
  • Лотман Л. М. Мельников-Печерский//История русской литературы: в 10 т. -М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1956. -Т. 9: Литература 70-80-х годов. -Ч. 2. -С. 198-227.
  • Лотман Л. М. Роман из народной жизни. Этнографический роман//История русского романа: в 2 т. -М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1964. -Т. 2. -С. 390-415.
  • Макулина В. А. П. И. Мельников и В. И. Даль: Творческое взаимодействие//Три века русской литературы. Актуальные аспекты изучения. -М., Иркутск: ИГПУ, 2005. -С. 114-123.
  • Михайлов В. С. Этнокультурное предпринимательство как стимул развития экономики (на примере старообрядческих общин в Российской империи)//Вестник Башкирского университета. -2014. -Т. 19. -№ 4. -С. 1270-1272.
  • Прокофьева Н. Н. Мельников-Печерский//Литература в школе. -1999. -№ 7. -С. 21-26.
  • Путнин Ф. В. Деталь художественная//Краткая литературная энциклопедия. -М.: Сов. энциклопедия, 1978. -Т. 9. -Стб. 267-268.
  • Садофьева А. Ю. Культурно-бытовая деталь//Вестник МГУ. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. -2008. -№ 2. -С. 129-136.
  • «Скитское покаяние» в русской духовной традиции/публ. А. Е. Петрова//Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. -1997. -Вып. 1. -С. 179-192.
  • Соколова В. Ф. П. И. Мельников (Андрей Печерский): Очерк жизни и творчества. -Горький: Волго-Вятское книж. изд-во, 1981. -191 с.
  • Соколова В. Ф. Народознание и русская литература XIX века. -М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. -С. 114-118.
  • Старикова М. Н. П. И. Мельников-Печерский и В. И. Даль: (П. И. Мельников-Печерский в истории русского романа)//Художественное творчество и взаимодействие литератур. -Алма-Ата, 1985. -С. 43-51.
  • Фокеев А. Л. В. И. Даль и П. И. Мельников-Печерский: творческие контакты//В. И. Даль в мировой культуре: сб. науч. работ. -Ч. 2. -Луганск; Москва: Изд-во ГУ «ЛНУ имени Тараса Шевченко», 2012. -С. 62-75.
  • Юган Н. Л. Образ народа в прозе В. И. Даля, Д. В. Григоровича, П. И. Мельникова-Печерского//Вестник ЛНУ им. Тараса Шевченко. -2013. -№ 4 (264). -С. 51-61.
Еще
Статья научная