Христианские образы и мотивы в кижских сюжетах русской прозы 1960 - начала 1970-х гг

Автор: Шилова Наталья Леонидовна

Журнал: Проблемы исторической поэтики @poetica-pro

Статья в выпуске: 3 т.19, 2021 года.

Бесплатный доступ

В статье представлен анализ христианской топики в прозаических произведениях об острове Кижи. Методологически исследование сочетает ставшие уже классическими приемы изучения локального текста с принципами исторической поэтики, возвращая к возможностям диахронического анализа. Это позволяет принять во внимание не только вневременные семантические константы образа острова Кижи в литературе, но и интеллектуальный контекст позднесоветской литературы, привлекающий сейчас внимание многих исследователей. 1960-70-е гг. - период появления наибольшего массива текстов об острове. В статье предложена классификация христианских топосов в текстах этого времени. Более подробно рассмотрены три произведения разных авторов (рассказ Ю. Казакова «Адам и Ева», рассказ И. Мазурук «Кижи», книга В. Пулькина «Кижские рассказы»), в которых эксплицитно и имплицитно присутствует христианская топика - образы церкви, иконы, библейский сюжет об Адаме и Еве, евангельские образы апостолов. В прозе советских писателей, как и в поэзии, исконное религиозное значение христианских топосов чаще всего уведено в подтекст. Присутствие христианских символов носит здесь амбивалентный характер и требует легитимизации: через фольклорные сюжеты, через тему исторической памяти, диалога прошлого и настоящего и т. д. Эта амбивалентность хорошо иллюстрирует сложность оттепельной интеллектуальной и духовной атмосферы, противоречивое отношение к христианским традициям русской литературы.

Еще

Кижи, русская литература, локальный текст, оттепель, сюжет, христианская топика

Короткий адрес: https://sciup.org/147236173

IDR: 147236173   |   DOI: 10.15393/j9.art.2021.9802

Список литературы Христианские образы и мотивы в кижских сюжетах русской прозы 1960 - начала 1970-х гг

  • Айрапетян В. Русские толкования. М.: Языки русской культуры, 2000. 208 с.
  • Бедина Н. В., Матонин Н. Н. Образ Соловков в русской поэзии // Вестник славянских культур. 2019. Т. 53. С. 206-223.
  • Веселовский А. П. Поэтика сюжетов // Веселовский А. Историческая поэтика. М.: Высшая школа, 1989. С. 300-307.
  • Лепахин В. В. Икона и иконопочитание глазами русских и иностранцев. М.: Паломник, 2005. 475 с.
  • Лотман Ю. М. Анализ поэтического текста. Л.: Просвещение, 1972. 271 с.
  • Михайлова Л. В. Валаам как духовный центр культурного пространства Русского Севера // Знание. Понимание. Умение. 2009. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2009/4/Mikhailova/ (01.06.2021).
  • Сильман Т. Заметки о лирике. Л.: Сов. писатель, 1977. 223 с.
  • Топоров В. Н. Петербург и петербургский текст русской культуры // Семиотика города и городской культуры: Петербург. Тарту, 1984. Вып. 664. С. 4-29.
  • Франк С. Соловецкий текст. Часть 1 // Имагология и компаративистика. 2017. № 1. С. 166-180.
  • Шилова Н. Л. Остров Кижи и русская литература. Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ 2018. 143с. [Электронный ресурс]. URL: http://elibrary. karelia.ru/docs/shilova/ostov_Kizhi_i_russk_literat/total.pdf (01.06.2021).
  • Шилова Н. Л. Остров Кижи и писатели-деревенщики: история несложившихся отношений // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. Петрозаводск, 2020. Т. 42. № 5. С. 52-59.
  • Юрчак А. Это было навсегда, пока не кончилось. Последнее советское поколение. М.: Новое литературное обозрение, 2016. 664 с.
Еще
Статья научная