Горожане вне города: этнографическое изучение новых экопоселений на территории Омской области (по материалам экспедиции 2015 года)

Бесплатный доступ

В статье излагаются материалы проведенного Среднеиртышской этнографической экспедицией Омского филиала Института археологии и этнографии СО РАН этнографического обследования двух типов новых экопоселений, получивших распространение на территории Омской обл. Один тип возник на основе возрождения (изобретения) славянской языческой («славяно-ведической») культуры, второй - на базе широко распространенного в России нового религиозного движения «Звенящие кедры России» или «Анастасия». Объединяет оба движения их экологическая направленность. Полевые работы проводились в экопоселениях на урочище Юрт-Бергамак Муромцевского р-на Омской обл. и Азъ Градъ Омского р-на Омской обл. (в основе этих поселений лежит идея возрождения «древнеславянских» традиций), а также в анастасиевских поселениях Черноозерье (Имбирень) Саргатского р-на Омской обл., Березовка (Обережное) Горьковского р-на Омской обл. В статье изложена история возникновения поселений, их культурная специфика. Основная структурная единица поселений - родовое поместье. Обычно в рамках поместья проектируют строительство дома, ремесленной мастерской, различных хозяйственных построек. Иногда жилища имеют нестандартные архитектурные формы (например, сфероидные, призматические, конусообразные) и детали декора, отражающие культурно-религиозную специфику. Во всех поместьях получило развитие разведение огородных культур. Применяются модные технологии, например пермакультура Зеппа Хольцера. Анастасиевцы высаживают на территории поселений и в окрестных лесах огромное количество экзотических для лесостепной зоны Сибири деревьев: кедры, дубы и т.п. Животноводство, в основном, развивается в форме разведения коз с целью получения молока. Развит сбор дикоросов и даже бортничество. Содержание ритуальной и праздничной обрядности зависит от идейно-религиозных воззрений членов общины. Для сторонников возрождения славянских древностей важнейшими являются праздники Перуна и Солнцестояние. Анастасиевцы отмечают День Земли и проводят «брачные слеты», на которых молодые люди ищут «половинки» из своей среды. В заключение делается вывод о том, что поселенцам не удалось достичь полного разрыва с городской средой. Порожденная этим обстоятельством двойственность положения части городского социума представляет собой, вероятно, наиболее важный аспект феномена новых экопоселений.

Еще

Новые религиозные движения, экопоселения, омская область, этнографическая экспедиция

Короткий адрес: https://sciup.org/14522301

IDR: 14522301

Список литературы Горожане вне города: этнографическое изучение новых экопоселений на территории Омской области (по материалам экспедиции 2015 года)

  • Селезнев А.Г. Новая мифология истории: архетип «древних цивилизаций» и сакральный центр в районе деревни Окунево//Этнографическое обозрение. -2014. -№ 5. -С. 41-59.
  • Селезнева И.А. Сакральный центр и внешний мир: проблемы взаимодействия//Этнографическое обозрение. -2014. -№ 5. -С. 59-73.
Статья научная