Городская скульптура и культурный код Волгограда в контексте брендирования территории

Бесплатный доступ

Скульптура и памятники Волгограда рассматриваются в статье как культурно-символические объекты, выражающие его локальную идентичность и определяющие имидж города, а также вы- ступающие в качестве ресурса брендирования территории. Полевые исследования автора и ана- лиз публикаций в печатных изданиях и электронных СМИ показали, что в период с 2006 по 2016 гг. в Волгограде было установлено около 50 различных скульптурных форм и арт-объектов - скульптур, памятных знаков, монументов, малых архитектурных форм. Осуществлен контент-анализ скуль- птурного текста и классификация установленных за последние 10 лет памятников. Выявлены до- минирующие темы и сюжеты, доказывающие несводимость идентичности Волгограда к одному знаменателю с преобладанием героического дискурса советского прошлого. На конкретных примерах показано, что в развитии предметной среды Волгограда ярко выражены три магистральные тенден- ции: утверждение идентичности города-героя, трансляция профессионально-корпоративных симво- лов, репрезентация образов досоветского прошлого, прежде всего обращение к истории и культуре Царицына. На эмпирическом материале Волгограда выделены ключевые функции современной город- ской скульптуры и памятников: монументальная, мемориальная, аксиологическая, эстетическая, социальная, рекламная, развлекательно-игровая, культурно-просветительская. Констатировано, что создание и продвижение положительного образа Волгограда как современного города культурных инноваций затруднительно в условиях отсутствия разработанной стратегии культурной политики, нацеленной на использование интеллектуальных, творческих, реалогических активов и поиск альтер- нативных символических моделей.

Еще

Волгоград, городская скульптура, бренд, идентичность, креативный город, город культурных инноваций, культурно-символическая политика, социокультурное проектирование, краеведение, культурообразующая роль памятника

Короткий адрес: https://sciup.org/140209528

IDR: 140209528   |   DOI: 10.22412/1999-5644-10-4-12

Список литературы Городская скульптура и культурный код Волгограда в контексте брендирования территории

  • Абашев В.В. Пермская монументальная риторика местной идентичности: памятники, эмблемы и арт-объекты в пространстве города//Лабиринт. 2015. № 1. С. 66-79.
  • Войницкий, П.В. Демонументализация: особенности постсоветской городской скульптуры/П.В. Войницкий//Материалы докладов XIV Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов». М.: Изд. центр Факультета журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова, 2007. URL: http://www.lomonosov-msu.ru/2007/session_arts.pdf (дата обращения: 09.09.2016).
  • Игнатьева О.В., Лысенко О.В. Анализ одного проекта: «Пермская культурная революция» глазами социолога//Лабиринт. Журнал социально-гуманитарных исследований. 2013. № 5. С. 69-80.
  • Назарова М.П. Архитектурные памятники и их роль в формировании социального пространства города//Память и памятники: материалы семинара. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2012. 149 с.
  • Саенко Н.Р., Шипицин А.И. Культурно-символическая политика в отношении городской скульптуры//Вопросы культурологии. 2010. № 12. С. 80-85.
  • Трубина Е.Г. Город в теории: опыты осмысления пространства. М.: Новое литературное обозрение, 2013. 520 с.
  • Флорида Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее. Классика-XXI, 2005. 430 с.
  • Холлис Л. Города вам на пользу: Гений мегаполиса. М.: Strelka Press, 2015. 432 с.
  • Шипицин А.И. Рецензия на книгу Мисюрова Д.А. «Символы о символах: Начала культурно-символической политики»//Известия ВГПУ. 2010. № 8 (52). С. 121-123.
  • Шипулина Н.Б. Культурные модусы вещи и вещественного: реалогическое измерение культуры//Applied Sciences in Europe: tendencies of contemporary development, proceedings of the 1st International scientific conference. ORT Publishing. Stuttgart. 2013. P. 27-29.
  • Landry Charles. The Creative City: A Toolkit for Urban Innovators. London: Earthscan, 2000.
Еще
Статья научная