Геоисторические основы евразийской идеологии

Бесплатный доступ

Евразийская идеология как историко-культурный феномен, присущий российской эмиграции 1920-х-1930-х годов, имеет свои особенности, историко-географические предпосылки возникновения и обладает большим научно-историческим значением. Цель исследования - выявление обусловленности содержания евразийской идеологии, возникшей как реакция на русскую революцию и системный кризис русской государственности, историко-культурными и географическими предпосылками, определившими ее влияние на последующую историю России. Автор приходит к выводу, что представителей интеллектуальной элиты русской эмиграции, выступивших в качестве основоположников евразийской идеологии, объединяло, с одной стороны, осуждение влияния западной цивилизации на развитие русской политической культуры, что, по их оценке, привело к победе большевистской диктатуры, с другой - стремление обосновать и оправдать содержание и итоги русской революции выбором народа. Исходной этической предпосылкой евразийства рассматриваемого периода являлось осознание долга перед народом, принявшим, с точки зрения его представителей, большевистский режим с присущими ему идеями и методами, из чего следует необходимость признать этот выбор как единственно правильный и добиться воссоединения с народом. В практике большевистского государства евразийцы обнаруживали преемственность исторически и географически сформировавшейся в России и других регионах евразийского пространства авторитарной политической культуры, требующей безусловного подчинения сильной власти; социальный запрос на такую власть объясняется природными и историко-географическими предпосылками политической мобилизации общества как условия его выживания и развития. Анализируя исторические первопричины особенностей восприятия власти народами евразийского пространства, евразийцы первыми подчеркивали определяющую роль географического фактора «месторазвития» общества и государства. Другой сущностной геоисторической предпосылкой евразийской идеологии была враждебность либеральной идеологии западной цивилизации, позволяющая ее авторам не только теоретически подчеркивать свое единство с консервативными традициями российского самодержавия, но и искать политического союза с советским правительством. Принимая цели и методы созданного на основе Российской империи Советского государства, решающего задачи мобилизации общества, евразийцы подвергали критике присущее коммунистическому режиму Советского Союза подавление православной веры и Православной церкви. Православие они единодушно оценивали как историко-культурную основу, обеспечивавшую в течение нескольких столетий сплоченность русской государственности с народом, что придавало этому союзу желаемое могущество и способность противостоять влиянию западной цивилизации. С точки зрения евразийского подхода антицерковный террор являлся главной методологической ошибкой коммунистического режима в России, которая неизбежно приведет к потере его опоры в народе. По мнению автора, этот подход блестяще подтвердился в результате острого политического кризиса большевистского режима, вызванного поражениями начального периода Великой Отечественной войны. Относительное единство государства и народа удалось восстановить только путем возвращения в официальную идеологию идей национально-патриотического служения и признания советским правительством Русской Православной церкви. Эти события доказали культурно-историческую значимость евразийской идеологии.

Еще

Евразийское пространство, евразийская идеология, культурно-историческая общность, мобилизация общества, западная цивилизация, коммунистический режим

Короткий адрес: https://sciup.org/142239097

IDR: 142239097   |   DOI: 10.33184/vest-law-bsu-2023.19.7

Список литературы Геоисторические основы евразийской идеологии

  • Бойцов М.А. Не до конца забытый медиевист из эпохи русского модерна / М.А. Бойцов // Карсавин Л.П. Монашество в средние века. – Москва: Высшая школа, 1992. – С. 3–33.
  • Трубецкой Н.С. Об истинном и ложном национализме / Н.С. Трубецкой // Россия между Европой и Азией: Евразийский соблазн. – Москва: Наука, 1993. – С. 36–47.
  • Савицкий П.Н. Евразийство / П.Н. Савицкий // Россия между Европой и Азией: Евразийский соблазн. – Москва: Наука, 1993. – С. 100–113.
  • Трубецкой Н.С. О туранском элементе в русской культуре / Н.С. Трубецкой // Россия между Европой и Азией: Евразийский соблазн. – Москва: Наука, 1993. – С. 59–76.
  • Карсавин Л.П. Основы политики / Л.П. Карсавин // Россия между Европой и Азией: Евразийский соблазн. – Москва: Наука, 1993. – С. 174–216.
  • Флоровский Г.В. Евразийский соблазн / Г.В. Флоровский // Новый мир. – 1991. – № 1. – С. 195–211.
  • Абубакирова И.У. Особенности интерпретации правовой государственности в классическом евразийстве / И.У. Абубакирова // Право и государство: теория и практика. – 2016. – № 5. – С. 16–20.
  • Новикова О.И. Общечеловеческие ценности и советский конституционализм (часть 1) / О.И. Новикова, М.Н. Рудман // Евразийский юридический журнал. – 2018. – № 12 (127). – С. 35–36.
  • Алексеев Н.Н. О гарантийном государстве / Н.Н. Алексеев // Алексеев Н.Н. Русский народ и государство / сост. А. Дугин, Д. Тараторин. – Москва: Аграф, 1998. – С. 602–625.
  • Тихомиров Л.А. Монархическая государственность / Л.А. Тихомиров. – Москва: Алир, 1998. – 672 с.
  • Карсавин Л.П. Государство и кризис демократии / Л.П. Карсавин // Новый мир. – 1991. – № 1. – С. 183–193.
  • Гумилёв Л.Н. От Руси до России: очерки этнической истории. – Москва: Рольф, 2000. – 320 с.
  • Пантин В.И. Идеологические основы евразийской экономической интеграции / В.И. Пантин // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. – 2022. – Т. 22, № 1. – С. 17–29.
Еще
Статья научная