Функции диалога в поздней лирике М.Ю. Лермонтова

Автор: Киселева Ирина Александровна

Журнал: Культура и образование @cult-obraz-mguki

Рубрика: Литературоведение

Статья в выпуске: 3 (34), 2019 года.

Бесплатный доступ

Материалом для анализа послужило написанное в форме диалога стихотворение Лермонтова «Бородино», а также стихотворения из «Записной книжки В.Ф. Одоевского», заполненной Лермонтовым в последние три месяца своей жизни. Для обозначения обращений, не имеющих ответа, вводится понятие протодиалога. Диалоги, в том числе внутренние диалоги, а также протодиалоги образуют динамическую речевую стихию, дают ощущение объективности, достоверности, жизненности, характеризующие реалистический метод изображения действительности, в том числе в ее психологическом срезе. Диалогический и протодиалогический синтаксис, а также ведение закадрового диалога являются знаковыми для стиля Лермонтова формами речи и отражают особенности его художественного мышления. В статье акцентируются апеллятивные возможности поэтической речи Лермонтова, в которой слово часто уподобляется поступку, действию. Проводится мысль о том, что диалогические конструкции расширяют возможности лирического рода литературы, служащего у Лермонтова не только для выражение лирического «я», но для воссоздания полифонизма действительности.

Еще

Короткий адрес: https://sciup.org/144161258

IDR: 144161258   |   DOI: 10.24411/2310-1679-2019-10303

Список литературы Функции диалога в поздней лирике М.Ю. Лермонтова

  • Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М.: Советский писатель, 1963. 363 с.
  • Бюлер К. Теория языка. Репрезентативная функция языка. М., 1993. 501 с.
  • Виноградов В. Стиль прозы Лермонтова // М.Ю. Лермонтов. М.: Изд-во АН СССР, 1941. Кн. I. С. 517-628. (Лит. наследство; Т. 43/44).
  • Есин А.Б. Изображенное слово у Пушкина и Чехова // Есин А.Б. Литературоведение. Культурология. М.: Флинта, Наука, 2003. С.168-180.
  • Каргашин И.А. «Первое выражение языка народного есть разговор, речь живая.» «Бородино» М.Ю. Лермонтова в свете исторической поэтики // Литература в школе. 2007 № 8. С. 2-7.
  • Карпенко Л.Б. Поэма М.Ю.Лермонтова «Бородино» как художественный и речевой жанр // Вестник СамГу. 2015. №4. С. 73-77.
  • Киселева И.А. Изучение творчества М.Ю.Лермонтова как религиозно-философской системы: проблемы методологии // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Русская филология. 2010. № 4. С. 95-100.
  • Киселева И.А. Творчество М.Ю. Лермонтова как религиозно-философская система. 2-е изд. Испр и доп. М.: ИИУ МГОУ, 2017. 178 с.
  • Киселева И.А. Прочтение стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино» (1837) как духовный опыт обретения патриотического чувства // Литература в школе. 2019. №8. С. 12-15.
  • Лермонтов М.Ю. Собрание сочинений. Т. 1. Стихотворения, 1828-1831 / Ред. Н.Ф. Бельчиков. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1954. 452 с.
  • Лермонтов М.Ю. Собрание сочинений. Т. 2. Стихотворения, 1832-1841 / Ред. Н.Ф.Бельчиков. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1954. 386 с.
  • Поташова К.А. Творчество М.Ю. Лермонтова в восприятии Н.А. Некрасова // Ученые записки Новгородского государственного университета. 2019. № 2 (20). URL: https://www.novsu.ru/file/1521300.
  • Удодов Б.Т. Роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». М.: Просвещение, 1989. - 191 с.
  • Щерба Л.В. Восточнолужицкое наречие. Т. 1. (С прил. текстов). Петроград: тип. А.Э. Коллинс, 1915. 54 с.
  • Юхнова И.С. Проблема общения и поэтика диалога в прозе М.Ю.Лермонтова: монография / И.С. Юхнова. М-во образования и науки РФ, Нижегородский гос. ун-т им. Н.И. Лобачевского, Нац. исслед. ун-т. Нижний Новгород, 2011. 218 с.
Еще
Статья научная