Фототекстуальность как категория поэтики английского романа: жанровая репрезентативность

Бесплатный доступ

Статья посвящена фототекстуальности как поэтологической категории современного англоязычного романа. Предпринимается попытка определения термина фототекстуальность. Представлена краткая историография вопроса. Основное внимание уделено фотографическому экфрасису, который автор статьи определяет как описание в тексте фотографии, являющейся предметом рефлексии персонажа или результатом совместного сотрудничества фотографа и модели. Далее вводятся два разграничительных термина: протофотоэкфрасис, имеющий реальный фотопрототип в культуре, и условный фотоэкфрасис, созданный исключительно авторским воображением. Каждый из этих фотоэкфрасисов выступают активным структурообразующим компонентом проблематики и поэтики анализируемых романов: Мастер Джорджи (“Master Georgie”, 1998) Б. Бейнбридж, Фотография (“The Photograph”, 2003) П. Лайвли, Пока не выпал дождь (“The Rain Before It Falls”, 2007) Дж. Коу, Незримое, или Тайная жизнь Кэт Морли (“The Unseen”, 2011) К. Уэбб. Исследуется функциональность структурно-семантической единицы художественного текста - фотоэкфрасиса - на уровнях: сюжета и композиции, нарратива, хронотопа, системы образов- персонажей. Фотоэкфрасис, органично вписываясь в постмодернистскую тематику и проблематику романов, актуализирует понятия памяти, идентичности, факта и вымысла, смерти и др. как мотивы- темы и мотивы-проблемы. В результате проведенного анализа автор статьи предлагает классификацию романов в зависимости от типа представленных в них фотографий - постановочных или случайных (естественных): 1) роман-фотореконструкция и 2) роман-фоторефлексия. Фотографический экфрасис как один из типов фототекстуальности можно считать одной из магистральных повествовательных стратегий в художественной практике конца XX - начала XXI в.

Еще

Фототекстуальность, фотографический экфрасис, протофотоэкфрасис, условный фотоэкфрасис, роман-фотореконструкция, роман-фоторефлексия, современный англоязычный роман, р. барт

Короткий адрес: https://sciup.org/147236769

IDR: 147236769   |   DOI: 10.17072/2073-6681-2021-4-100-110

Список литературы Фототекстуальность как категория поэтики английского романа: жанровая репрезентативность

  • Коу Дж. Пока не выпал дождь: роман / пер. с англ. Е. Полецкой. М.: Фантом Пресс, 2008. 320 с.
  • Лайвли П. Фотография: роман / пер. с англ. А. И. Логиновой. М.: РИПОЛ классик, 2013. 256 с.
  • Уэбб К. Незримое, или Тайная жизнь Кэт Морли: роман / пер. с англ. Е. Королевой. СПб.: Азбука-Аттикус, 2016. 480 с.
  • Барт Р. Camera lucida. Комментарий к фотографии / пер. с фр. М. Рыклина. М.: Ад Марги-нем Пресс, 2016. 192 с.
  • Барт Р. Миф сегодня // Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М.: Прогресс: Уни-верс, 1994. С. 72-130. URL: http://www.lib.ru/-CULTURE/BART/barthes.txt_with-big-pictures.html (дата обращения: 11.07.2021).
  • Бочкарева Н. С., Загороднева К. В. Фотоэк-фрасис в пьесе Л. Петрушевской «Чемодан чепухи, или Быстро хорошо не бывает» // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. 2017. Т. 9, вып. 4. С. 113-120.
  • Васильева Е. Фотография и внелогическая форма. М.: Новое литературное обозрение, 2019. 312 с.
  • Зенкин С. Н. Образ, рассказ и смерть (Жорж Батай и Ролан Барт) // Новое литературное обозрение. 2013. № 5(123). С. 15-44.
  • Картье-Брессон А. Воображаемая реальность. СПб.: Лимбус-Пресс, 2012. 128 с.
  • Круткин В. Л. Антропологический смысл фотографий семейного альбома // Журнал социологии и социальной антропологии. 2005. Т. VIII, № 1. С. 171-178.
  • Лейтес Н. С. Черты поэтики немецкой литературы нового времени. Пермь, 1980. 90 с.
  • Лишаев С. А. Помнить фотографией. СПб.: Алетейя, 2019. 140 с.
  • Нуркова В. В. Зеркало с памятью. Феномен фотографии: Культурно-исторический анализ. М.: Рос. гос. гуманит. ун-т, 2006. 287 с.
  • Прокофьева В. Ю. Категория пространство в художественном преломлении: локусы и топосы // Вестник Оренбургского государственного университета. 2005. № 11. С. 87-94.
  • Сидорова О. Г., Полуэктова Т. А. Экфрасис и его функционирование в поэтике романа Пенелопы Лайвли «Фотография» // Известия Уральского федерального университета. Сер. 2: Гуманитарные науки. 2019. Т. 21, № 4(193). С. 121135. doi 10.15826/izv2.2019.21.4.071
  • Сонтаг С. О фотографии. М.: Ад Маргинем Пресс, 2013. 272 с.
  • Сонтаг С. Смотрим на чужие страдания. М.: Ад Маргинем Пресс, 2014. 96 с.
  • Судленкова О. А. «Каждая фотография - это рассказ»: фотографический экфрасис в современной британской литературе // Теория и история экфрасиса: Итоги и перспективы изучения. Седльце, 2018. С. 326-339.
  • Bate D. The Memory of Photography // Photographies. 2010. Vol. 3, № 2. Р. 243-257.
  • Blatt Ari J. Phototextuality: Photography, Fiction, Criticism // Visual Studies. 2009. Vol. 24, № 2. Р. 108-121.
  • Thinking Photography / ed. by V. Burgin. London: Palgrave Macmillan, 1982. 240 р.
  • Brunet F. Photography and Literature. L.: Reaktion Books Ltd, 2009. 176 р.
  • Classic essays on photography / ed. by Alan Trachtenberg. New Haven, Conn.: Leete's Island Books, 1980. 314 р.
  • Gratton J. Sophie Calle's Des histoires vraies: Irony and Beyond in Phototextualities: Intersections of Photography and Narrative, edited Alex Hughes and Andrea Noble. Albuquerque: University of New Mexico Press, 2003. P. 182-197.
  • Hunter J. Image and Word: The Interaction of Twentieth-Century Photographs and Texts. Cambridge: Harvard UP, 1987. 233 р.
  • MacLaine B. Photofiction as Family Album: David Galloway, Paul Theroux and Anita Brookner // Mosaic: A Journal for the Interdisciplinary Study of Literature, University of Manitoba. 1991. Vol. 24, № 2. Р. 131-149.
  • Morris W. Photographs and Words / ed. J. Alinder. Calif.: Friends of Photography, 1982. 120 р.
  • Photo-textualities: Reading Photographs and Literature. Ed. by Marsha Bryant. Newark: University of Delaware Press, 1996. 164 p.
  • Stafford А. Photo-texts: Contemporary French Writing of the Photographic Image. Liverpool: Liverpool University Press, 2010. 256 р.
  • Straub J. Nineteenth-century Literature and Photography / Handbook of Intermediality / ed. by G. Rippl. GmbH; Berlin; Boston: De Gruyter, 2015. Р.156-172.
  • Sudliankova O. Phototextuality as a Phenomenon of Present-Day British Prose // CLEaR. 2016. 3(2). Р. 9-15.
  • Sudliankova O. The role of photographic images in contemporary novels // Тропа. Современная британская литература в российских вузах / науч. ред. К. Хьюитт, Б. Проскурнин; Перм. гос. нац. исслед. ун-т. Пермь, 2011. Вып. 5. С. 18-24.
  • Welch E. Etat present: Literature and Photography // French Studies. 2019. Vol. LXXIII, № 3. Р. 434-444.
Еще
Статья научная