Фотоэкфрасис в пьесе Л. Петрушевской "Чемодан чепухи, или быстро хорошо не бывает"

Автор: Бочкарева Нина Станиславна, Загороднева Кристина Владимировна

Журнал: Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология @vestnik-psu-philology

Рубрика: Литература в контексте культуры

Статья в выпуске: 4 т.9, 2017 года.

Бесплатный доступ

В статье анализируются природа и функции фотографического экфрасиса в ранней пьесесказке Л. Петрушевской «Чемодан чепухи, или Быстро хорошо не бывает» (1975). Ставятся вопросы взаимодействия литературы и фотографии, фотографии в литературе, фотоэкфрасиса в драме и его театральной интерпретации. Подтверждается креативный потенциал фотографического дискурса. Доказывается, что в пьесе «Чемодан чепухи» проявились программные черты поэтики Петрушевской, близость автору героев-«творцов» (фотографа, портного и волшебницы). Делается вывод о том, что в анализируемой пьесе фотоэкфрасис развернуто представлен только в диалогах первой картины и выполняет прежде всего экспозиционную и метатеатральную функции. С его помощью вводятся и характеризуются главные и второстепенные персонажи, создается ситуация абсурдных превращений, появляются игра слов и клоунада. Комическая рефлексия процесса фотографирования, деятельности фотографа, миметической природы фотографии и ее функций обнаруживает конфликт видимости и сущности. Визуализация метафоры в предметах и действиях и вербализация последних в ремарках, монологах и диалогах создают неисчерпаемые возможности интермедиальной игры и интерпретации для режиссера и читателя / зрителя.

Еще

Фотография в литературе, экфрасис, экспозиция, миметический, пьеса- сказка, фотодрама, метатеатральность

Короткий адрес: https://sciup.org/14729531

IDR: 14729531   |   DOI: 10.17072/2037-6681-2017-4-113-120

Список литературы Фотоэкфрасис в пьесе Л. Петрушевской "Чемодан чепухи, или быстро хорошо не бывает"

  • Барт Р. Camera Lucida. Комментарии к фотографиям/пер. с фр. М. Рыклина. М.: Ad Marginem, 1997. 221 с
  • Беньямин В. Краткая история фотографии/пер. с нем. С. А. Ромашко. М.: Ад Маргинем Пресс; Айрис, 2013. 144 с
  • Бодлер Ш. Современная публика и фотография//Бодлер Ш. Об искусстве/пер. с фр. Н. Столяровой и Л. Липман; предисл. В. Левика послесл. В. Мильчиной. М.: Искусство, 1986. С.186-190.
  • Бочкарева Н. С., Майшева К. А. Функции фотографии в романе Ф. С. Фицджеральда «Великий Гэтсби»//Вестник Томского государственного университета. Филология. 2017. № 48. C. 143-157. doi 10.17223/19986645/48/10
  • Громова М. И. Русская драматургия конца ХХ -начала XXI века. М.: Флинта, Наука, 2007. 368 с
  • Двойная экспозиция: фотодрамы/сост. и ред. С. П. Лавлинский, В. Я. Малкина; спецсеминар «Визуальное в литературе». М.: РГГУ; ООО «Буки Веди», 2016. 145 с
  • Зелинский Я. «Беатрикс Ченчи» Словацкого как экфрастическая драма//Экфрасис в русской литературе. М.: МИК, 2002. С. 199-210
  • Кубасов А. В. Метатеатральность в пьесе Л. С. Петрушевской «Квартира Коломбины»//Литература и театр: модели взаимодействия. Челябинск, 2012. С. 168-180
  • Лавлинский С. П. Фотодрама: художественная структура и креативно-проектный потенциал//Диалог согласия: сб. науч. ст. к 70-летию В. И. Тюпы/под ред. О. В. Федуниной и Ю. Л. Троицкого. М.: Intrada, 2015. С. 404-412
  • Максимова В. Судьба первых пьес//Современная драматургия. 1982. № 2. С. 212-224
  • Меркотун Е. А. Поэтика одноактной драматургии Л. С. Петрушевской: автореф. дис.. канд. филол. наук. Екатеринбург, 2009. 24 с
  • Новикова С. Людмила Петрушевская: «Сцена -это волшебство!»//Современная драматургия. 2016. № 4. С. 198-200
  • Одесская М. Отец и безотцовщина в драматургии Чехова, Вампилова и Петрушевской//Современная драматургия. 2009. № 1. С. 180-183
  • Петрушевская Л. Три девушки в голубом: сб. пьес. М.: Искусство, 1989. 399 с
  • Савчук В. В. Философия фотографии. 2-е изд. СПб.: Академия исследований культуры, 2015. 335 с
  • Сонтаг С. О фотографии/пер. с англ. В. Голышева. М.: Ад Маргинем Пресс, 2013. 272 с
  • Строева М. Мера откровенности: Опыт драматургии Людмилы Петрушевской//Современная драматургия. 1986. № 2. С. 218-228
  • Судленкова О. А. Фотография как прием сюжетной организации литературного произведения//Судленкова О. А. Английская поэзия романтизма и современная проза: ст. разных лет. Минск, 2015. С. 97-103
  • Тименчик Р. Введение в театр Петрушевской//Петрушевская Л. Три девушки в голубом: сб. пьес. М.: Искусство, 1989. С. 394-398
  • Baetens J. The Photographic Novel//Handbook of Intermediality/ed. G. Rippl. GmbH; Berlin; Boston: De Gruyter, 2015. P. 219-239
  • Boger A. Twentieth-century American Literature and Photography//Handbook of Intermediality/ed. G. Rippl. GmbH; Berlin; Boston: De Gruyter, 2015. P.173-192
  • Cheeke S. Writing for Art: The Aesthetics of Ek-phrasis. Manchester: Manchester University Press, 2010. 204 p
  • Fjellestad D. Nesting -Braiding -Weaving: Photographic Interventions in Three Contemporary American Novels//Handbook of Intermediality/ed. G. Rippl. GmbH; Berlin; Boston: De Gruyter, 2015. P.193-218
  • Handbook of Intermediality/ed. G. Rippl. GmbH; Berlin; Boston: De Gruyter, 2015. 691 p
  • Heffernan J. A. W. The Museum of Words: The Poetics of Ekphrasis from Homer to Ashbery. Chicago: University of Chicago Press, 2004. 249 p
  • Straub J. Nineteenth-century Literature and Photography//Handbook of Intermediality/ed. G. Rippl. GmbH; Berlin; Boston: De Gruyter, 2015. P.156-172
Еще
Статья научная