Фонетические средства индивидуализации речи персонажей в художественном чтении ранней чеховской прозы

Бесплатный доступ

Проблема интонационной выразительности актера рассматривается на материале художественного чтения ранней прозы А.П. Чехова. Представлены результаты изучения фонетических средств, используемых актерами для индивидуализации речи персонажей; исследование было проведено с применением метода слухового анализа и инструментальной обработки синтагм. Выявлено, что при исполнении ранней чеховской прозы в качестве средств создания звуковых портретов персонажей используются голосовой регистр, интонация и артикуляционные характеристики звуков. Установлены функции, которые выполняются фонетическими средствами: делимитативная и характерологическая. Определено, что делимитативная функция заключается в возможности разграничить речевые партии автора и героев в звучащем художественном тексте. Показано, что эта функция свойственна такому средству, как регистр. Раскрыта сущность характерологической функции, связанной с выделением в звуковом портрете персонажа преобладающей черты или комплекса качеств. Установлено, что с помощью регистра обычно передаются гендерные и возрастные параметры речи героев, интонация служит для маркирования доминантных индивидуальных психических свойств персонажей, артикуляционные характеристики звуков используются для детализации социльных и личностных параметров в речевом портрете героя, передачи его физического и эмоционального состояния. Обнаружено, что при чтении ранней чеховской прозы голоса персонажей звучат не только в диалогах, но и в авторском повествовании.

Еще

Художественное чтение, звуковой портрет персонажа, регистр, интонационные средства, артикуляционные характеристики звуков, тип ик, синтагматическое членение

Короткий адрес: https://sciup.org/14970329

IDR: 14970329   |   DOI: 10.15688/jvolsu2.2017.4.9

Список литературы Фонетические средства индивидуализации речи персонажей в художественном чтении ранней чеховской прозы

  • Артоболевский Г. В., 1978. Художественное чтение. М.: Просвещение. 240 с.
  • Брызгунова Е. А., 1984. Эмоционально-стилистические различия русской звучащей речи. М.: Изд-во Моск. ун-та. 118 с.
  • Брызгунова Е. А., 1986. Интонационная организация сценической речи//Русское сценическое произношение. М.: Наука. С. 151-165.
  • Еремина Л. И., 1983. Структура художественного текста: Позиция автора, повествователя и персонажа в художественном тексте (на материале рассказов А.П. Чехова)//Структура лингвостилистики и ее основные категории: межвузовский сборник научных трудов. Пермь: Изд-во ПГУ. С. 109-114.
  • Закушняк А. Я., 1984. Вечера рассказа. М.: Искусство. 343 с.
  • Иванов А. П., 2006. Искусство пения. М.: Голоспресс. 436 с.
  • Иванова-Лукьянова Г. Н., Пауфошима Р. Ф., 1986. Опыт сопоставительного анализа произношения одного гласного разными актерами//Русское сценическое произношение. М.: Наука. С. 192-200.
  • Катаев Б. В., 1979. Проза Чехова: Проблемы интерпретации. М.: Изд-во Моск. ун-та. 327 с.
  • Кожевникова Н. А., 2011. Стиль Чехова. М.: Азбуковник. 487 с.
  • Кузнецова Л. Н., 1976. Характерологические средства сценического произношения: автореф. дис.... канд. искусств. наук. М. 24 с.
  • Левидов И. И., 1939. Певческий голос в здоровом и больном состоянии. Л.; М.: Искусство. 102 с.
  • Никонов А. В., 1978. Вариативность усредненного спектра гласных звуков при тихой, нормальной и громкой речи//Речь, эмоции, личность: материалы и сообщения Всесоюзного симпозиума. Л.: Изд-во Лен. ун-та. С. 148-151.
  • Промптова И. Ю., 1972. Диалектное и акцентное произношение как выразительное речевое средство драматического актера. М.: ВТО. 160 с.
  • Прохватилова О. А., 2012. О возможностях интонационно-звуковой интерпретации авторского повествования в ранней прозе А.П. Чехова//Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 2. Языкознание. Т. 11, № 1. С. 186-191.
  • Прохватилова О. А., 2016. Художественный текст: возможности интонационно-звуковой интерпретации. Волгоград: Изд-во ВолГУ. 116 с.
  • Прохватилова О. А., Фотина Н. Э., 2016. Специфика средств внутренней диалогичности в прозе А. П. Чехова 1888-1894 гг.//Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 2. Языкознание. Т. 15, № 2. С. 120-128 DOI: 10.15688/jvolsu2.2016.2.14
  • Савкова З. В., 1982. Средства речевой выразительности. Л.: Знание. 32 с.
  • Саричева Е. Ф., 1955. Сценическая речь. М.: Искусство. 251 с.
  • Труфанова В. Я., 1986. О соотношении индивидуального и общего в интонации актера//Русское сценическое произношение. М.: Наука. С. 166-180.
  • Фрид О. Ю., 1979. Работа актера над речевой характерностью//Культура сценической речи. М.: ВТО. С. 265-301.
  • Чалова О. В., 2006. Эстетическая функция средств коммуникативного уровня русского языка (на примере образов, созданных О. Ефремовым, О. Табаковым и А. Калягиным): автореф. дис.... канд. филол. наук. М. 27 с.
  • Чудаков А. П., 1971. Поэтика Чехова. М.: Наука. 291 с.
  • Шварц А., 1968. В лаборатории чтеца. М.: Искусство. 167 с.
Еще
Статья научная