Фольклорная основа трех позднетанских новелл о вторжении в чужой сон

Бесплатный доступ

Статья посвящена предполагаемой фольклорной основе трёх китайских новелл эпохи Тан о вторжении мужа в сон жены: «Записок о трёх снах» Бо Синцзяня, «Студента Чжана» Ли Мэя и «Дугу Сяшу» Сюэ Юйсы. Психологизм, свойственный этим новеллам, маскирует их содержательную близость к фольклорным рассказам о путевой встрече со сверхъестественным или необычайным. Использование китайского и инокультурного сравнительного материала позволяет показать, что эти новеллы обязаны своим появлением вере в ночные пиршества духов и возможности участия в них человека. Все они строятся на сказочной модели спасения брачного партнера: прекращая сон жены, герой тем самым избавляет ее от наваждения. В ту же группу следует включить еще около десятка китайских нарративов VIII-X вв., в центре которых находится участие женщины в празднествах духов. Своим возникновением подобные сюжеты, не имеющие близких аналогов в предшествующей и последующей китайской традиции, наиболее вероятно, обязаны влиянию фольклора и верований иранских народов.

Еще

Китайский фольклор, фольклор центральной азии, танская новелла, миграция сюжетов

Короткий адрес: https://sciup.org/147240215

IDR: 147240215   |   DOI: 10.25205/1818-7919-2023-22-4-102-114

Список литературы Фольклорная основа трех позднетанских новелл о вторжении в чужой сон

  • Алимов И. А. Записи о сокровенных чудесах. Краткая история китайской прозы сяошо VII- X вв. СПб.: Петербургское Востоковедение, 2017. 840 с.
  • Бо Синцзянь. Три сна // Танские новеллы. М.: Гослитиздат, 1960. С. 146-149.
  • Гань Бао. Записки о поисках духов / Пер., предисл. и примеч. Л. Н. Меньшикова. СПб.: Петербургское Востоковедение, 1994. 576 с.
  • Петросян А. Е. Армянские духи каджи: образ и название // Вопросы ономастики. 2018. № 15 (1). С. 51-64. https://doi.org/10.15826/vopr_onom.2018.15.1.003
  • Рахно К. Ю. Дух йин в ногайской демонологии и его параллели // Ногайцы: XXI век. История. Язык. Культура. Черкесск: КЧГУ, 2016. С. 378-384.
  • Старостина А. Б. Ночные полеты жены секретаря: группа мотивов G240 в «Обширных записках о странном» Дай Фу // Живая старина. 2021. № 1 (109). С. 9-12.
  • Сухарева О. А. Пережитки демонологии и шаманства у равнинных таджиков // Домусульманские верования и обряды в Средней Азии. М.: Наука, 1975. С. 5-93.
  • Abeghyan M. Kh. Der armenische Volksglaube. Leipzig: Druck von W. Drugulin, 1899. 138 S.
  • Allen S. M. Shifting Stories: History, Gossip, and Lore in Narratives from Tang Dynasty China. Cambridge, MA; London, Harvard University Asia Centre, 2014. 311 p.
  • Bubandt N. Ghosts with Trauma: Global Imaginaries and the Politics of Post-Conflict Memory // Conflict, Violence, and Displacement in Indonesia. Ithaca: Cornell Uni. Press, 2008. P. 275- 301. https://doi.org/10.7591/9781501719233-012
  • Flowerday J. M. Blasting a Boulder and Building Memories // Viewpoints: Visual Anthropologists at Work. Austin: Uni. of Texas Press, 2021. P. 97-117. https://doi.org/10.7560/706712-009
  • Hardouin C. Traditions et superstitions siamoises. Contes et légendes // Revue des traditions populaires, 1890, t. 5, № 12. P. 697-708. Lang A. Olive Fairy Book. Philadelphia: David McKay, 1965. 236 p.
  • Ma Y. W. Fact and Fantasy in T'ang Tales // Chinese Literature: Essays, Articles, Reviews. 1980. No. 2.2. P. 167-181. https://doi.org/10.2307/823525
  • McCulloch W. Bengali Household Tales. London: Hodder & Stoughton, 1912. 338 p.
  • Бо Синцзянь. Сань мэн цзи [白行簡。三夢記]. Записки о трех снах // Тан Сун чуаньци пиньду цыдянь. Пекин: Синь шицзе, 2007. Т. 1. С. 358-363. (на кит. яз.)
  • Ли Пэнфэй. Тан дай фэй се ши сяошо чжи лэйсин яньцзю [李鵬飛。唐代非寫實小說之類型研究]. Типологические исследования нереалистических сяошо эпохи Тан. Пекин: Бэйцзин дасюэ, 2004. 395 с. (на кит. яз.)
  • Ли Фан (и др., сост.). Тайпин гуан цзи [李昉。太平廣記]. Обширные записки годов Тайпин. Пекин: Чжунхуа шуцзюй, 2006. 4106 с. (на кит. яз.)
  • Окада Мицухиро. Тан дай сяошо «Баньцяо сань нянцзы» као [岡田充博。唐代小說“板橋三娘子”考]. Исследование танского рассказа «Третья хозяйка с моста Баньцяо». Пер. на кит. Чжан Хуа. Сиань: Сибэй дасюэ, 2019. 346 с. (на кит. яз.)
  • Пу Сунлин. Ляо чжай чжи и хуэйцзяо хуэйчжу хуэйпин бэнь. Чжан Юхэ бянь цзяо [蒲松齡。聊齋誌異會校會注會評本。張友鶴輯校]. Повести о странном из Досужего кабинета. С собранием текстологических замечаний, коммент. и крит. суждений. Ред. и сост. Чжан Юхэ. Шанхай: Шанхай гуцзи, 2011. 1733 с. (на кит. яз.)
  • Фэн Мэнлун. Син ши хэн янь [馮夢龍。醒世恆言]. Слово вечное, мир пробуждающее. Хайкоу: Хайнань чубаньшэ, 1993. 902 с. (на кит. яз.)
  • Хуан Дунъян. Тан жэнь сяошо со фаньин чжи хунь по и [黃東陽。唐人小說所反映之魂魄義]. Смысл понятий «хунь» и «по» в танских сяошо // Синь шицзи цзунцзяо яньцзю. 2007. № 5.4. С. 1-30. (на кит. яз.)
  • Цзи Сяньлинь. Вэнь цзи: чжун инь вэньхуа гуаньси. Ди сы цзюань [季羡林。文集: 中印文化關係. 第四卷]. Собрание сочинений Цзи Сяньлиня: том 4. Отношения Китая и Индии в области культуры. Наньчан: Цзянси цзяоюй, 1996. 535 с. (на кит. яз.)
  • Чжу Исюань. Ляо чжай чжи и цзыляо хуэйбянь [朱一玄。聊齋志異資料匯編]. Сборник материалов по «Ляо чжай чжи и». Тяньцзинь: Нанькай дасюэ, 2002. 599 с. (на кит. яз.)
Еще
Статья научная