Философские основания фундаментальной антропологии Рене Жирара

Автор: Шульга Елена Николаевна

Журнал: Logos et Praxis @logos-et-praxis

Статья в выпуске: 3 т.19, 2020 года.

Бесплатный доступ

Рене Жирар (1923-2015) - французский философ, профессор Стэнфордского университета, член Французской академии, автор многочисленных трудов, некоторые из которых стали в последние годы доступными российскому читателю. Его наиболее известные книги: «Путь древних, по которому шли люди беззаконные», «Насилие и священное», «Козел отпущения», «Критика из подполья», «Я вижу Сатану, падающего как молния», «Вещи, сокрытые от создания мира». Однако концептуальное наследие Рене Жирара все еще не получило должной оценки со стороны философов в силу многоплановости творческих устремлений самого мыслителя. Чаще всего его называют профессиональным филологом, религиоведом, культурологом, а его деятельность как новатора в области социально-гуманитарных наук связывают с созданием фундаментальной антропологии и основанной на ней теории культуры. Изучение трудов Рене Жирара - это захватывающее занятие, предполагающее погружение в анализируемые им литературные тексты и библейские сюжеты. Эти тексты служат автору основанием для решения самых животрепещущих вопросов человеческого бытия и существования. Поиск ответов на жизненно важные вопросы всегда волновали как философов, так и теологов. Прежде всего, это вопросы, связанные с постижением духовных истин. Их смысл Жирар не всегда выражает прямо, но посредством введения понятий, раскрывающих глубинные стороны социально направленных действий человека, придавая этим действиям новый категориальный смысл. Так, в книге «Козел отпущения», о которой пойдет речь в данной статье, философ показывает, что способность человека воспринимать собственные несчастья как наказание за какие-либо конкретные проступки или грехи - это только поверхностный взгляд, и он свидетельствует об обращенности человека на самого себя. Но любая личная катастрофа - это еще и жертвенность; именно такой взгляд, как об этом повествует библейская история Иова, не только примиряет человека с житейскими обстоятельствами, но поднимает его над этими обстоятельствами. Жирар показывает, что поиск внешних причин, объясняющих человеческие невзгоды или катастрофы более широкого масштаба, проходит сквозь всю историю человечества, находит отражение в литературе, в памятниках истории и культуры от Софокла до Христа. Интерпретации основных концептуальных идей Жирара с позиции философской герменевтики с целью выяснения философских оснований фундаментальной антропологии как раз и посвящена данная статья.

Еще

Философия, герменевтика, текст, интерпретация, жертва, гонение

Короткий адрес: https://sciup.org/149131923

IDR: 149131923   |   DOI: 10.15688/lp.jvolsu.2020.3.1

Список литературы Философские основания фундаментальной антропологии Рене Жирара

  • Жирар 2000 - Жирар Р. Насилие и священное / пер. с фр. Г. Дашевского. М. : Новое литературное обозрение, 2000.
  • Жирар 2010 - Жирар Р. Козел отпущения / пер. с фр. Г. Дашевского. СПб. : Изд-во Ивана Лим-баха, 2010.
  • Жирар 2012 - Жирар Р. Критика из подполья / пер. с фр. Н. Мовниной. М. : Новое литературное обозрение, 2012.
  • Жирар 2015 - Жирар Р. Я вижу Сатану, падающего как молния. М. : Изд-во ББИ, 2015.
  • Жирар 2016 - Жирар Р. Вещи, сокрытые от создания мира. М. : Изд-во ББИ, 2016.
  • Иов 2013 - Иов / Книга Иова. В русском синодальном переводе. Составление и комментарий В. Романенко, составление и предисловие иеромонаха Симеона (Томачинского). Киев: Богуславкнига, 2013.
  • Степин 2015 - Степин В. С. Философская антропология и философия культуры. М. : Академический проект : Альма Матер, 2015.
  • Шульга 2008 - Шульга Е.Н. Понимание и интерпретация. М. : Наука, 2008.
  • Girard 1985 - Girard R. La Route antique des hommes pervers. Paris: Grasset, 1985.
  • Goodhart et al. (eds.) 2009 - GoodhartS., J0rgensen J., Ryba T., Williams J.G. (eds.). For René Girard: essays in friendship and in truth. East Lansing: Michigan State University Press, 2009.
  • McKenna 1992 - McKenna A.J. Violence and Difference: Girard, Derrida, and Deconstruction. Chicago: University of Illinois Press, 1992.
  • Meszaros, Zachhuber 2013 - Meszaros J., Zachhuber J. (eds.). Sacrifice and Modern Thought. New York: Oxford University Press. 2013.
  • Palaver 2013 - Palaver W. René Girard's Mimetic Theory. E. Lansing, MI: Michigan State University Press, 2013.
  • Reineke 2014 - ReinekeM.J. Intimate Domain: Desire, Trauma, and Mimetic Theory. East Lansing: Michigan State University Press, 2014.
  • Ryba, Redekop 2013 - Ryba T., Redekop V.N. (eds.). René Girard and Creative Mimesis. Lanham, Maryland: Lexington Books, 2013.
  • Schwager 2000 - Schwager R.S. Must There Be Scapegoats? Violence and Redemption in the Bible. New York: Crossroad, 2000.
  • Smith, Wallace 1994 - Smith T.H., Wallace M.I. Curing Violence: Essays on René Girard. Sonoma, CA: Polebridge Press. 1994.
  • Swartley 2000 - Swartley W.M. (ed.) Violence Renounced: René Girard, Biblical Studies, and Peacemaking. Telford, PA: Cascadia Publishing House, 2000.
Еще
Статья научная