Философская практика в историко-культурном и эпистемологическом контексте

Автор: Ярославцева Анна Владимировна

Журнал: Logos et Praxis @logos-et-praxis

Рубрика: Научные сообщения

Статья в выпуске: 1 т.20, 2021 года.

Бесплатный доступ

В статье предлагается одна из возможных интерпретаций понятия «философская практика», рассматривается характер связи между философией и философской практикой, очерчивается круг деятельности философа-практика в свете данной интерпретации. К практической части философии традиционно относят этику. С момента зарождения философии до конца эпохи модерна этика считалась вершиной философского знания. Помимо устоявшегося, распространенного в указанный временной период, понимания этики как части философии А.А. Гусейнов предложил рассматривать моральный пафос философии в целом. В этом случае вся философия приобретает этическую функцию (предметом всей философии становится, в том числе, определяемое свободным выбором человеческое поведение и реальность, которая этим поведением учреждается); становится возможным утверждать, что этика и философия неразделимы по природе философского знания и его практической части; предполагать, что положение философской практики в структуре современной философии может быть сходным с положением этики как вершины философского знания, конечной цели философских рассуждений в классической философии. Утверждается, что проект философской практики, понимаемой как образ жизни и действия философов, в явной форме возвращает философию к истокам, к историческому контексту, в котором возникла философия и ее практические приложения и смыслы. В античном мире философия была этическим проектом, духовной практикой, близкой к религиозной, способом существования и путем развития; к размышлениям философов побуждал недостаток знаний, отсутствие нравственных ориентиров, несовершенство существующих социальных, культурных, научных, экономических, политических практик. Философия, которая занималась только собой, самоустранялась от решения «нефилософских» проблем, утрачивала актуальность. То же самое можно уверенно сказать о средневековой, ренессансной, нововременной философии. Современная философия сохранила неподдельный интерес к происходящему в окружающем мире, разделяет общее для философии, науки и религии стремление оказывать влияние на человеческие практики, в отдельных случаях ей нет альтернативы. Это позволяет сделать вывод о том, что современность в не меньшей степени, чем древность, раскрывает перед теми, кто практикует философский образ жизни и действия, возможности для широчайшего приложения философского знания к различным областям практической жизни людей.

Еще

Философская практика, история философии, этика, аксиология, практическая философия, структура философии, философствование

Короткий адрес: https://sciup.org/149131934

IDR: 149131934   |   DOI: 10.15688/lp.jvolsu.2021.1.12

Список литературы Философская практика в историко-культурном и эпистемологическом контексте

  • Антология кинизма 1984 - Антология кинизма. Фрагменты сочинений кинических мыслителей. М.: Наука, 1984.
  • Бэкон 1935 - Бэкон Ф. Новый Органон. Л.: ОГИЗ-СОЦЭГИЗ, 1935.
  • Гарэн 1986 - Гарэн Э. Проблемы итальянского Возрождения. Избранные работы. М.: Прогресс, 1986.
  • Головин web - Головин Е. Джон Ди и конец магического мира // http://golovinfond.ru/content/ dzhon-di-i-konec-magicheskogo-mira. Гусейнов 2008 - ГусейновА.А. Без этики нет философии (Ответы на вопросы журнала «Логос») // Логос. 2008. №> 1 (64). С. 239-262.
  • Жмудь 1994 - Жмудь Л.Я. Наука, философия и религия в раннем пифагореизме. СПб.: ВГК, Алетейя, 1994.
  • Кант 1966 - Кант И. Собрание сочинений в 6-ти томах. Т. 6. М.: Мысль, 1966.
  • Ницше 2013 - Ницше Ф. Полное собрание сочинений: В 13 т. Т. 1/2: Несвоевременные размышления. Из наследия 1872-1873 гг. М.: Культурная революция, 2013.
  • Поппер 1993 - Поппер К. Нищета историцизма. М.: Издательская группа «Прогресс» -VIA, 1993.
  • Руссо web - Руссо Ж. -Ж. Об общественном договоре, или принципы политического права // https://www.civisbook.ru/files/File/ Russo_O_dogovore.pdf.
  • Симаков 2005 - Симаков М. Пифагореизм в эпоху Возрождения. М.: Самообразование, 2005.
  • Словарь русского языка 1999 - Словарь русского языка: В 4 т. Т. 3. М.: Рус. яз.: Полиграфресур-сы, 1999.
  • Фрагменты... 1989 - Фрагменты ранних греческих философов. Часть I. От эпических теокосмо-гоний до возникновения атомистики. М.: Наука, 1989.
  • Юлина 1998 - ЮлинаН.С. Постмодернистский прагматизм Ричарда Рорти. Долгопрудный: Вест-ком, 1998.
  • Applebaum 2005 - Applebaum W. The Scientic Revolution and the Foundations of Modern Science. Westport, Connecticut, London: Greenwood Press, 2005.
  • Heninger 1974 - Heninger S.K. Touches of Sweet Harmony: Pythagorean Mythology and Renaissance Poetics. San Marino: Kingsport Press, 1974.
  • Schaefer 2009 - Schaefer J. Theological foundations for environmental ethics: reconstructing patristic and medieval concepts. Washington, D.C: Georgetown University Press, 2009.
  • Yang web - Yang T. Towards an egalitarian global environmental ethics (chi) // https://unesdoc. unesco.org/ark:/48223/pf0000148676_chi? posInSet=6&queryId=d06dbd34-b30c-49ff-a3d6-1108908bfdfe.
Еще
Статья научная