Философия русского эроса как социокультурный феномен

Автор: Брылина И.В.

Журнал: Евразийство и мир @eurasia-world

Статья в выпуске: 3, 2014 года.

Бесплатный доступ

В статье рассматриваются основные этапы исследования проблем пола и любви и становления философии русского эроса. Обращается внимание на то, что русская культура с древнейших времен восприняла христианское учение о любви и сердце. Особенно ярко это учение воплотилось в творчестве Г.С. Сковороды, по мнению которого, любовь - это вечный союз между Богом и человеком. И охватывает она микрокосм, макрокосм и мир библейской символики. Земную любовь мыслитель рассматривает сквозь призму любви всеобщей, которую возводит в принцип мироустройства и жизнепорождения. Его основные идеи развили славянофилы. Далее показано, что в конце XIX - начале XX вв. зародился и получил развитие феномен русского эроса в трех разнонаправленных концепциях, которые условно обозначены как «отцелюбие» Н.Ф. Федорова, обращенное в прошлое, «абсолютная любовь» В.С. Соловьева, направленная в будущее, и «родительская любовь» В.В. Розанова, нацеленная на настоящее человечества. В русской традиции эрос понимается широко и многозначно как путь к свободе и творчеству, обновлению и нравственному совершенствованию личности, поискам духовности и новой соборности, что в значительной мере в России утрачено.

Еще

Философия пола и любви, философская антропология, феномен русского эроса

Короткий адрес: https://sciup.org/148317940

IDR: 148317940

Список литературы Философия русского эроса как социокультурный феномен

  • Ильин И.А. Сочинения: в 10 т. - М.: Русская книга, 1993. - Т. 1. - 390 с.
  • Философия любви: в 2 ч. / под ред. Д.П. Горского. - М.: Политиздат, 1990. - Ч. 1. - 510 с.; Ч. 2. - 605 с.
  • Идейно-философское наследие Илариона Киевского - М., 1986. - Ч. 1. -172 с.; Ч. 2. - 114 с.
  • Стрельцова Г.Я. Паскаль и европейская культура. - М., 1994. - 403 с.
  • Сковорода Г.С. Сочинения: в 2 т. - М.: Мысль, 1973.
Статья научная