Философия памяти и кризисы коллективной идентичности

Автор: Макаров Андрей Иванович

Журнал: Logos et Praxis @logos-et-praxis

Рубрика: Философия

Статья в выпуске: 1 т.17, 2018 года.

Бесплатный доступ

Статья посвящена выявлению связи между философской рефлексией феномена коллективной памяти и масштабными кризисами культуры. Коллективная память - это среда для формирования идентичности в аспекте принадлежности индивида к социальному целому через приобщение к коллективным символам. Одной из «машин» по производству таких символов является философия. На примере кризиса античного полиса и философии памяти Платона автор анализирует проблему интеллектуальной компенсации философом «недостатка идентичности» своих современников и приходит к выводу, что платоническая философия памяти - это исторически первая философская концепция управления памятью (в современной литературе принято употреблять термин «политика памяти»). Она возникает как ответ на вызов судьбы, брошенный древнегреческому полисному коллективу историей эволюции этой формы государственного устройства. Платон обеспокоен тем типом идентичности, который сформирован демократическим устройством. Он анализирует все возможные контексты этой проблемы: от психологического до космического. Платон мыслит и метафизически, и практично: он пытается найти сущность полиса как социокультурного целого и повлиять на концептуальную разметку сознания членов полиса. В этой связи он решает сложную задачу - создать философский влиятельный текст. Поэтому, негативно относясь к мифологическому сознанию, он, например, использует миф в своих диалогах. Однако остановить распад полиса оказалось невозможным: ни правители, ни народные массы не способны были осознать то, что пытается сделать внятным Платон. Теории вообще бессильны предупредить кризисы: они всегда запаздывают, так как оказываются не понятыми современниками, занятыми приспособлением к новому времени; философ может быть услышан следующими поколениями, приступившими к рефлексированию последствий кризиса.

Еще

Платон, социальная память, коллективная память, кризис культуры, идентичность, политика памяти, солидарность

Короткий адрес: https://sciup.org/14974904

IDR: 14974904   |   DOI: 10.15688/lp.jvolsu.2018.1.1

Список литературы Философия памяти и кризисы коллективной идентичности

  • Ассман, Я. Культурная память: Письмо, память о прошлом и политическая идентичность в высоких культурах древности/Я. Ассман. -М.: Языки славянской культуры, 2004. -368 с.
  • Диллон, Дж. Наследники Платона: Исследование истории Древней Академии/Дж. Диллон. -СПб.: Изд-во СПбГУ, 2005. -281 с.
  • Доддс, Э. Р. Греки и иррациональное/Э. Р. Доддс. -СПб.: Алетейя, 2000. -507 с.
  • Лосев, А. Ф. Античная философия истории/А. Ф. Лосев. -М.: Наука, 1977. -288 с.
  • Макаров, А. И. Феномен надындивидуальной памяти (образы -концепты -рефлексия)/А. И. Макаров. -Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2009. -216 с.
  • Мамардашвили, М. К. Эстетика мышления/М. К. Мамардашвили. -М.: Московская школа политических исследований, 2000. -416 с.
  • Меггил, А. Историческая эпистемология/А. Меггил. -М.: Канон+, 2007. -480 с.
  • Рассел, Б. История западной философии/Б. Рассел. -Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та, 1999. -815 с.
  • Родзинский, Д. Л. Сознание античного мудреца/Д. Л. Родзинский. -М.: Аграф, 2003. -319 с.
  • Тарнас, Р. История западного мышления/Р. Тарнас. -М.: КРОН-ПРЕСС, 1995. -448 с.
Статья научная