Феномен конструирования русской национально-культурной идентичности в музыкальном искусстве (на примере музыки С. С. Прокофьева к фильму С. М. Эйзенштейна "Иван Грозный")

Бесплатный доступ

Автор статьи рассматривает феномен конструирования русской национально-культурной идентичности в музыкальном искусстве на примере музыки С. С. Прокофьева к фильму С. М. Эйзенштейна «Иван Грозный» в работе над художественным образом Ивана Грозного. Под этим феноменом в художественном воплощении композитором образа Ивана Грозного и его времени понимаются особенности авторского музыкального материала в соотнесении с архетипическими основаниями русской музыкальной ментальности (знаменность, фольклоризм) при их корреляции с принципами русской музыкальной школы, с общеевропейскими традициями, с индивидуальным авторским стилем. Важнейшими задачами определяются выявление в художественном произведении семантико-ассоциативных связей с ведущими национальными идеями эпохи Грозного, а также анализ приемов воплощения этих идей в раскрытии образа царя и его времени. В статье обозначаются перспективы дальнейших исследований художественных текстов музыкальных произведений, выявляющих специфический комплекс средств выразительности, композиторский инструментарий, позволяющий воплотить русскую национально-культурную идентичность в музыке.

Еще

Образ ивана грозного в произведениях искусства, воплощение национально-культурной идентичности в музыке композиторов xix-xx вв

Короткий адрес: https://sciup.org/147151179

IDR: 147151179   |   DOI: 10.14529/ssh170212

Список литературы Феномен конструирования русской национально-культурной идентичности в музыкальном искусстве (на примере музыки С. С. Прокофьева к фильму С. М. Эйзенштейна "Иван Грозный")

  • Колесник, М. А. Конструирование русской культурной идентичности: концептуальный и методологический подходы: дис. … канд. культурологии/М. А. Колесник. -Красноярск, 2016. -168 с.
  • Лобанкова, Е. В. Национальные модели в русской музыкальной культуре на рубеже XIX-XX веков (на примере творчества Н. А. Римского-Корсакова и А. Н. Скрябина): дис. … канд. искусствоведения/Е. В. Лобанкова. -М., 2009. -284 с.
  • Мутья, Н. Иван Грозный. Историзм и личность правителя в отечественном искусстве XIX-XX вв./Н. Мутья. -СПб.: Алетейя, 2010. -492 с.
  • Парфентьев, Н. П. Музыкально-гимнографическое творчество царя Ивана Грозного/Н. П. Парфентьев//Вестник ЮУрГУ. Серия: Социально-гуманитарные науки, 2014. -Т. 14. -№ 1. -С. 51-59.
  • Парфентьев, Н. П. К проблеме атрибуции певческих произведений царя Ивана Грозного/Н. П. Парфентьев//Теория и история монодии: доклады междунар. конф. (Вена, 2014). -Т. 8. -Брно, 2016.-С. 511-519.
  • Парфентьева, Н. В. Воплощение русской национальной идентичности в образе Ивана Грозного в музыкальном искусстве/Н. В. Парфентьева//Вестник ЮУрГУ. Серия: Социально-гуманитарные науки. -2016. -Т. 16. -№ 4. -С. 99-102.
  • Парфентьева, Н. В. Подобен «О дивное чудо» как музыкально-гимнографический образец для богородичных стихир Ивана Грозного/Н. В. Парфентьева//Вопросы современного музыкознания: сб. науч. трудов всерос. науч.-практич. конференции (14-15 апр. 2016). -Челябинск: ЧГИК, 2016. -Вып. 5. -С. 20-39.
  • Парфентьева, Н. В. Стихиры «на подобен» в творчестве царя Ивана Грозного/Н. В. Парфентьева//Теория и история монодии: доклады междунар. конф. (Вена, 2014)/под ред. М. Черни, М. Пишлегер. -Т. 8. -Брно, 2016.-С. 533-544.
  • Парфентьева, Н. В. Художественный образ Ивана Грозного как пример отражения культурной национальной идентичности/Н. В. Парфентьева//Прокофьевские чтения: сб. мат. всерос. науч.-практ. конф. -Вып. 1. -Челябинск: ЧГИК, 2016. -С. 91-104.
  • Парфентьева, Н. В. Стихиры «на подобен» царя Ивана Грозного в честь Владимирской иконы Пресвятой Богородицы/Н. В. Парфентьева, Н. П. Парфентьев//Вестник ЮУрГУ. Серия: Социально-гуманитарные науки. -2015. -Т. 15. -№ 4. -С. 83-99.
  • Парфентьева, Н. В. Стихиры «на подобен» царя Ивана Грозного в честь святителя Петра, митрополита всея Руси/Н. В. Парфентьева, Н. П. Парфентьев//Вестник ЮУрГУ. Серия: Социально-гуманитарные науки. -2014. -Т. 14. -№ 1. -С. 60-73.
  • Рахманова, М. Вторая жизнь партитуры/М. Рахманова//Музыкальная академия. -2000. -№ 2. -С. 230-235.
  • Смит, Э. Национализм и модернизм. Критический обзор современных теорий наций и национализма/Э. Смит. -М.: Праксис, 2004. -464 с.
  • Шарова, Е. Музыка С. Прокофьева к фильму «Иван Грозный»/Е. Шарова//Из истории русской и советской музыки: сб. ст.; сост. М. С. Пекелис, И. А. Гивенталь. -Вып. 3. -М.: Музыка, 1978. -С. 218-233.
  • Bartig, K. Composing for the Red Screen: Prokofiev and Soviet Film/K. Bartig. -Oxford university press, 2013.
  • Parfentiev, N. P. Zum Problem der Attribution von Gesangwerken des Zaren Iwan des Schrecklichen/N. P. Parfentiev//Theorie und Geschichte der Monodie. Bericht der Internationalen Tagung, Wien 2014. -Band 8. -Brno, 2016. -P. 501-509.
  • Parfentyev, N. P. Ivan the Terrible's Stichera: The Idea of Russia's Spiritual Elevation /N. P. Parfentyev, N. V. Parfentyeva//Quaestio Rossica. -2016. -Vol. 4. -№ 1. -Р. 137-156.
  • Parfentieva, N. V. Image of Ivan the Terrible in creativity of the composers: on question of national identity in musical art/N. V. Parfentieva//Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences, 2016. -No 8. -P. 1903-1909.
  • Parfentieva, N. V. Stichera "Na Podoben" im Schaffen von Zaren Iwan dem Schrecklichen/N. V. Parfentieva//Theorie und Geschichte der Monodie. Bericht der Internationalen Tagung, Wien 2014. -Band 8. -Brno, 2016. -P. 521-532.
Еще
Статья научная