Ф. М. Достоевский в Иране: "тройной" перевод

Автор: Халида Сиями Эйдлак, Захра Расули

Журнал: Неизвестный Достоевский @unknown-dostoevsky

Статья в выпуске: 2 т.9, 2022 года.

Бесплатный доступ

Творческое наследие Ф. М. Достоевского всегда вызывало интерес у иранских исследователей и любителей русской словесности. Статья посвящена исследованию влияния Достоевского на становление и развитие персидской словесности. Это влияние нашло свое выражение в таком своеобразном явлении, как тройной перевод: перевод романа Достоевского на персидский язык, перевод литературного текста на кинематографический язык, перевод христианского содержания на язык исламской культуры. В статье содержится анализ экранизации картины «Белые ночи», вышедшей на экраны в 2002 г. Автор сценария к фильму - Саид Агиги, автор постановки - выдающийся иранский кинорежиссер Фарзад Мотамен. Художественный фильм является свободной адаптацией романа Достоевского «Белые ночи» к современным персидским пространственным, временным, культурным и религиозным особенностям. Его можно считать единственной успешной экранизацией иранским кинематографом произведений русской классики. Фильм стал результатом творческого диалога переводчика, сценариста и режиссера с автором, взаимодействия и взаимообогащения разных видов искусств, национальных культур и конфессий, литературных, философских и религиозных кодов коммуникации.

Еще

Достоевский, иран, русская философия, фарзад мотамен, «белые ночи», русская литература, экранизация, национальный менталитет, мечтатель

Короткий адрес: https://sciup.org/147237677

IDR: 147237677   |   DOI: 10.15393/j10.art.2022.6081

Список литературы Ф. М. Достоевский в Иране: "тройной" перевод

  • Пулаки П., Бейги М. История рецепции русской литературы в Иране // Вестник Волжского ун-та им. В. Н. Татищева. 2018. № 4. Т. 1. С. 73-80.
  • Садеги-Сахлабад З., Кравченко О. А., Шульдишова А. А. Фатима Риза-Заде (Сайях), исследовательница Достоевского // Неизвестный Достоевский. 2021. Т. 8. № 4. С. 130-146 [Электронный ресурс]. URL: https://unknown-dostoevsky.ru/files/redaktor_pdf/1639941506.pdf (18.02.2022). DOI: 10.15393/j10.art.2021.5721
  • Федосеенко Н. Г. Белые и не белые ночи: экранизация повести Ф. М. Достоевского и проблемы национального менталитета // Концепт: научно-методический электронный журнал. 2016. № 9. С. 162-167 [Электронный ресурс]. URL: http://e-koncept.ru/2016/16200.htm (18.02.2022).
  • Яхъяпур М. Достоевский и Иран // Русский язык за рубежом. 2008. № 1. С. 69-72.
  • مریم محبّتی، امیر عباس علیزمانی. رنج، ایمان، و معنا از دیدگاه داستایفسکی. فلسفه و كلام اسلامي شمارۀ یک سال چه و پنج بهار و تابستا1391 صص 171-197 Мохаббати М., Ализамани А. А. Страдания, вера и смысл с точки зрения Достоевского // Философия ислама и теология. 2012. № 1. С. 171-197 [Электронный ресурс]. URL: https://www.sid.ir/fa/journal/ViewPaper.aspx?id=166914 (18.02.2022).
  • امیر نصری. پوست در برابر پوست. چشمه تهران. 1400. 303 صНассри А. Кожа против кожи. Чешме, Тегеран, 2021. 303 с.
  • بلقیس سلیمانیو داستایفسکی، فرزند ابدیت. Солеймани Б. Достоевский - сын вечности [Электронный ресурс]. URL: http://www.bookcity.org/detail/26683/root/paper (18.02.2022).
  • فرهاد طهماسبى مريم السادات سجودى. نگاهى تطبيقى به داستان نويسى فئودور داستايوسكى و غلامحسين ساعدی. مجله مطالعات ادبیات تطبیقی، شماره 14، صص 83 - 99 Тахмасеби Ф., Садат Соджуди М. Сравнительный взгляд на художественную литературу Федора Достоевского и Голам-Хуссейна Саеди // Журнал сравнительного литературоведения. 2010. № 14. С. 83-99 [Электронный ресурс]. URL: https://www.sid.ir/fa/Journal/ViewPaper.aspx?ID=140866 (18.02.2022).
  • آرمین شرفی، شهین اعوانی. بررسی جایگاه مساله ی شر در آثار داستایفسکی و تحلیل پاسخ های او به این مساله. فصلنامه اندیشه دینی، پیاپی 68 (پاییز 1397)، صص 85 -108 Шарафи Ф., Авани Ш. Изучение проблем зла в творчестве Достоевского и анализ его ответов на эту проблему // Религиозные мысли: ежеквартальный журнал. 2018. № 68. С. 85-108 [Электронный ресурс]. URL: https://www.sid.ir/fa/Journal/ViewPaper.aspx?ID=502223 (18.02.2022).
Еще
Статья научная