Евреи в творческом корпусе Достоевского: нарративы симпатии и антипатии

Автор: Прохоров Георгий Сергеевич

Журнал: Новый филологический вестник @slovorggu

Рубрика: Русская литература

Статья в выпуске: 3 (46), 2018 года.

Бесплатный доступ

Национальная тематика с достаточной регулярностью звучит на страницах текстов Достоевского - его художественной прозы, публицистики, личной корреспонденции. Русские, поляки, англичане, немцы, турки, греки выступают не просто как персонажи, но и как типологические носители некой идеи. Среди этносов, которых портретировал Достоевский, были и евреи - и работа писателя с образом евреев вызывала споры еще при его жизни. Известны письма к писателю Аркадия Ковнера и Софьи Лурье, упрекавших писателя в антисемитизме. С 1920-х гг. проблема отношения Достоевского к евреям становится одним из «трудных вопросов», сопровождающих достоевистику. В настоящей статье мы рассматриваем семантическую палитру корней, конституирующих концепт «еврей», демонстрируем их семантическую размытость, склонность Достоевского к употреблению подобных лексем без прямой референции. На основании публицистики и личных писем мы показываем два контрастных еврейских облика (положительный и негативный), присутствующих в творческом сознании писателя. Достоевский прочно ассоциирует евреев с иудаизмом, его практиками и ритуалами. Соответственно, нейтрально-положительное отношение к ортодоксам сопровождается резко-отрицательным отношением к «светским евреям». Полемика между традиционалистами и просвещенными евреями воспринималась Достоевским как аналог и зеркало процесса европеизации в русском обществе. Точно так же симпатии писателя были на стороне сохраняющих традиции, тогда как порвавшие с «национальным телом» стабильно выступают в качестве идейных оппонентов.

Еще

Достоевский, мотив еврейства, ассимиляция, секуляризация, западничество, эпоха просвещения

Короткий адрес: https://readera.org/149127405

IDR: 149127405   |   DOI: 10.24411/2072-9316-2018-00045

Список литературы Евреи в творческом корпусе Достоевского: нарративы симпатии и антипатии

  • Белов С.В. Ф.М. Достоевский и евреи (Новая постановка старого вопроса)//Достоевский и современность. Старая Русса, 2002. С. 29-34.
  • Выготский Л.С. Евреи и еврейский вопрос в произведениях Ф.М. Достоевского//От Гомеля до Москвы. Начало творческого пути Льва Выготского. Из воспоминаний Семена Добкина. Ранние статьи Л.С. Выготского. Lewiston; NY, 2000. С. 74-97.
  • Гришин Д.В. Достоевский -человек, писатель и мифы. Достоевский и его «Дневник писателя». Melbourne, 1971.
  • Заславский Д. Евреи в русской литературе//Еврейская летопись. Вып. 1. Пг.; М., 1923. С. 59-86.
  • Касаткина Т. По поводу суждений об антисемитизме Достоевского//Достоевский и мировая культура: альманах. Вып. 22. М., 2007. С. 413-435.
  • Резник С. Достоевский и евреи//Заметки по еврейской истории: журнал. 2002. № 15.
  • Туровская М. Еврей и Достоевский//Зарубежные записки. 2006. № 7.
  • Goldstein D. Dostoyevsky and the Jews. Austin, 1981 .
  • Frank J. Dostoevsky: The Mantle of the Prophet, 1871-1881. Princeton, 2003.
  • Morson G. Dostoevskys Anti-Semitism and the Critics: A Review Article//The Slavic and East European Journal. 1983. № 3. P. 302-317.
  • Trachtenberg J. The Devil and the Jews. New Haven; London, 1943. (In English. In Russian: Moscow; Jerusalem, 1998).
  • Vassena R. The Jewish Question in the Genre System of Dostoevskiis Diary of a Writer and the Problem of the Authorial Image//Slavic Review. 2006. Vol. 65. № 1. P. 45-65.
Еще
Статья научная