Евангельский текст в автобиографических произведениях Д. И. Фонвизина

Автор: Островских Ирина Николаевна

Журнал: Проблемы исторической поэтики @poetica-pro

Статья в выпуске: 1 т.18, 2020 года.

Бесплатный доступ

Статья посвящена мемуарно-автобиографическим произведениям великого русского сатирика XVIII века Д. И. Фонвизина. В ней впервые рассматривается автобиографическая трилогия («Послание к слугам моим Шумилову, Ваньке и Петрушке», «Письма из Франции», «Чистосердечное признание в делах моих и помышлениях») как единый текст. В автобиографических произведениях сатирика евангельский текст предстает важнейшим связующим элементом, определяющим изоморфность авторской биографии художественному тексту. Впервые «автобиографическая трилогия» Д. И. Фонвизина исследуется с точки зрения реализации сюжета евангельской притчи о блудном сыне. Наложение сюжетной схемы притчи (уход из дома отца - «Послание к слугам моим…», скитания и испытания - «Письма из Франции», возвращение - «Чистосердечное признание…») выявляет трансформацию духовно-нравственных воззрений автора: от безбожия через душевные терзания и духовные искания до покаяния и обретения истинной Христовой веры. Последнее произведение Фонвизина трактуется как попытка создания идеальной автобиографии. Так, система эпиграфов, а также библейские цитаты и аллюзии соединяются в предсмертном незавершенном «Чистосердечном признании в делах моих и помышлениях» в единый «сверхтекст» покаянной молитвы автора.

Еще

Короткий адрес: https://sciup.org/147226250

IDR: 147226250   |   DOI: 10.15393/j9.art.2020.7142

Список литературы Евангельский текст в автобиографических произведениях Д. И. Фонвизина

  • Афанасьев Э. Л. "Теперь представим себе государство…". (Вопросы национального самопознания в творчестве Д. И. Фонвизина) // Русская литература как форма национального самосознания. ХVIII век. - М.: ИМЛИ РАН, 2005. - С. 517-548.
  • Вагнер А. С. Нравственные искания Д. И. Фонвизина: от оды "Послание к слугам моим Шумилову, Ваньке и Петрушке" к "Чистосердечному признанию в делах моих и помышлениях" // Материалы 4-й международной молодежной научной конференции "Поколение будущего": взгляд молодых ученых (19-20 ноября, г. Курск). - Курск: Университетская книга, 2015. - С. 360-363. (a)
  • Вагнер А. С. "Письма из Франции" Д. И. Фонвизина как претекст "Чистосердечного признания в делах моих и помышлениях" // Молодежь и XXI век. - 2015: материалы V Международной молодежной научной конференции. - Курск: Университетская книга, 2015. - Т. 2. - С. 40-43. (b)
  • Вяземский П. А. Эстетика и литературная критика. - Москва: Искусство, 1984. - 463 c.
  • Габдуллина В. И. "Блудный сын" как модель поведения: евангельский мотив в контексте биографии и творчества Ф. М. Достоевского // Вестник ТГПУ. - Серия: Гуманитарные науки (Филология). - Томск, 2005. - Вып. 6 (50). -С. 16-22.
  • Габдуллина В. И., Островских И. Н. Русская литература в контексте православной культуры: учебное пособие. - Барнаул: ФГБОУ ВО "АлтГПУ", 2018. - 171 с. [Электронный ресурс]. - URL: http://library.altspu.ru/dc/pdf/gabdullina.pdf (20.05.2019)
  • Головина Л. А. Реализация мифологем "дом" и "странничество" в русской прозе XX в. о беспризорниках и детях-сиротах // Знание. Понимание. Умение. - 2011. - № 4. - С. 261-263 [Электронный ресурс]. - URL: http://psibook.com/literatura/realizatsiya-mifologem-dom-i-strannichestvo-v-russkoy-proze-xx-v-o-besprizornikah-i-detyah-sirotah.html (05.06.2019)
  • Захаров В. Н. Русская литература и христианство // Проблемы исторической поэтики: сб. науч. тр. - Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 1994. - Вып. 3. - С. 5-11 [Электронный ресурс]. - URL: http://poetica.pro/journal/article.php?id=2370 (05.06.2019).
  • DOI: 10.15393/j9.art.1994.2370
  • Коптева Э. И. Роль эпиграфов в автобиографическом повествовании Д. И. Фонвизина "Чистосердечное признание в делах моих и помышлениях" (1798 г.) // Омский научный вестник. - Омск, 2012. - Вып. № 4 (111). - С. 175-178.
  • Кочеткова Н. Д. Фонвизин в Петербурге. - Ленинград: Лениздат, 1984. - 238 с.
  • Лотман Ю. М. Руссо и русская культура XVIII - начала XIX века // Лотман Ю. М. Собрание сочинений. - Москва: ОГИ, 2000. - Т. 1: Русская литература и культура Просвещения. - С. 139-206.
  • Макогоненко Г. П. Денис Фонвизин. Творческий путь. - Москва; Ленинград: Гослитиздат, 1961. - 443 с.
  • Макогоненко Г. П. Письма русских писателей XVIII в. и литературный процесс // Письма русских писателей XVIII века. - Ленинград: Наука, 1980. - C. 3-41.
  • Радь Э. А. История "блудного сына" в русской литературе: модификация архетипического сюжета в движении эпох: монография. - М.: Флинта: Наука, 2014. - 275 с.
  • Рассадин С. Фонвизин. - М.: Искусство, 1980. - 288 с.
  • Рассадин С. Б. Сатиры смелый властелин. - Москва: Книга, 1985. - 268 с.
  • Растягаев А. В. Чистосердечный Фонвизин // Знание. Понимание. Умение. - 2009. - № 5 [Электронный ресурс]. - URL: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2009/5/Rastiagaev/ (25.05.2019)
  • Растягаев А. В. Границы автобиографического текста Д. И. Фонвизина "Чистосердечное признание в делах моих и помышлениях" // Язык. Словесность. Культура. - 2013. - № 2-3. - С. 135-155.
  • Худенко Е. А. Жизнетворческие стратегии в русской литературе XIX-XX вв.: романтизм и символизм // Мир науки, культуры, образования. - Горно-Алтайск, 2010. - № 6 (25). - Ч. 2. - С. 68-71.
  • Чернов А. В. Архетип "блудного сына" в русской литературе XIX века // Проблемы исторической поэтики: сб. науч. тр. - Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 1994. - Вып. 3. - С. 151-158 [Электронный ресурс]. - URL: http://poetica.pro/journal/article.php?id=2378 (05.06.2019).
  • DOI: 10.15393/j9.art.1994.2378
Еще
Статья научная