Евангельские образы "нивы" и "пажити" в письмах Макария Оптинского монахиням

Автор: Захарченко Светлана Олеговна

Журнал: Проблемы исторической поэтики @poetica-pro

Статья в выпуске: т.14, 2016 года.

Бесплатный доступ

Письма оптинских старцев приобщают нас к великому духовному наследию, соединившему духовные традиции русского иночества от самых первых веков христианского просвещения Русской земли и традиции иночества афонского, принесенные в Россию учениками преподобного старца Паисия Величковского. Преподобный Макарий Оптинский вразумляет своих духовных чад с помощью образов святоотеческого наследия. Не случайны в письмах Макария Оптинского монахиням евангельские образы «нивы», «пажити», «агницы Христовой», «невесты Христовой» и «млека». В святоотеческой литературе отмечается различие в грехах, совершаемых мужчинами и женщинами. А значит, и путь спасения для людей мужского и женского пола, при всем единстве человеческой природы, имеет свои особенности. Из собрания писем оптинского старца Макария мы узнаем, каким путем ведет преподобный своих духовных дочерей, как промыслительно взращивает в своих духовных чадах-монахинях материнскую любовь, способную спасать от бед и излечивать от опасных болезней, творить чудеса и возрождать к жизни.

Еще

Эпистолярное наследие, автограф, оптина пустынь, макарий оптинский, евангельский образ, церковнославянизмы, "нива", "пажить"

Короткий адрес: https://sciup.org/14748965

IDR: 14748965   |   DOI: 10.15393/j9.art.2016.3861

Список литературы Евангельские образы "нивы" и "пажити" в письмах Макария Оптинского монахиням

  • Антипа, игумен, настоятель кельи св. прав. Анны (Святая Гора Афон). Особенности духовного окормления в женских монастырях. Доклад на конференции «Монастыри и монашество: традиции и современность» (Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 24 сентября 2013 года)//Монастырский вестник . -URL: http://monasterium.ru/publikatsii/monastyri-i-monashestvo-traditsii-i-sovremennost/280-osobennosti-dukhovnogo-okormleniya-v-zhenskikh-monastyryakh/(30.08.2016).
  • Афанасия (Силкина), игумения. Женское монашество на Руси. Доклад настоятельницы женского монастыря Рождества Богородицы (Ростов Великий) на Региональном этапе XXIII Международных Рождественских образовательных чтений, направление «Преемство святоотеческих традиций в монашестве Русской Церкви» (Донской ставропигиальный мужской монастырь. 1 декабря 2014 года)//Монастырский вестник . -URL: http://monasterium.ru/publikatsii/doklady/1638-zhenskoe-monashestvo-na-rusi/(30.08.2016).
  • Афанасьева Н. Сокровищница церковного слова//Православие.Ru . -2010. -17 мая. -URL: http://www.pravoslavie.ru/38279.html (30.08.2016).
  • Болгов Н. Н. Аскетический идеал частной жизни женщины в Ранней Византии//Кондаковские чтения II. Проблемы культурно-исторических эпох. -Белгород: БелГУ, 2008. -С. 200-204.
  • Гавриил (Бунге), схиархим. Моисей был кротчайший из людей. Немного о сущности старчества//Оптинский альманах «Добродетель ангелов». -Вып. 5. -Козельск: Введенский ставропигиальный мужской монастырь Оптина Пустынь, 2016. -С. 9-15.
  • История женщин на Западе: в 5 т./под ред. Ж. Дюби, М. Перро. -СПб.: Алетейя, 2014. -Т. I: От древних богинь до христианских святых. -600 с. -(Гендерные исследования).
  • Краснобаева Ю. Е. Институт вдовиц в раннехристианской церкви//Antiquitas luventae. -Саратов: СГУ, 2008. -С. 143-149.
  • Надеждин Н. А. Женщина христианка. Образ и значение женщины в христианстве. -М.: Отчий дом, 2000. -353 с.
  • Традиция женского аскетизма и монашества на ранневизантийском востоке (Египет и Палестина) . -URL: http://azvem.com/tradiciya-zhenskogo-asketizma-i-monashestva-na-rannevizantijskom-vostoke-egipet-i-palestina (28.08.2016).
  • Антипа, игумен, настоятель кельи св. прав. Анны (Святая Гора Афон). Особенности духовного окормления в женских монастырях. Доклад на конференции «Монастыри и монашество: традиции и современность» (Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 24 сентября 2013 года)//Монастырский вестник . -URL: http://monasterium.ru/publikatsii/monastyri-i-monashestvo-traditsii-i-sovremennost/280-osobennosti-dukhovnogo-okormleniya-v-zhenskikh-monastyryakh/(30.08.2016).
  • Афанасия (Силкина), игумения. Женское монашество на Руси. Доклад настоятельницы женского монастыря Рождества Богородицы (Ростов Великий) на Региональном этапе XXIII Международных Рождественских образовательных чтений, направление «Преемство святоотеческих традиций в монашестве Русской Церкви» (Донской ставропигиальный мужской монастырь. 1 декабря 2014 года)//Монастырский вестник . -URL: http://monasterium.ru/publikatsii/doklady/1638-zhenskoe-monashestvo-na-rusi/(30.08.2016).
  • Афанасьева Н. Сокровищница церковного слова//Православие.Ru . -2010. -17 мая. -URL: http://www.pravoslavie.ru/38279.html (30.08.2016).
  • Болгов Н. Н. Аскетический идеал частной жизни женщины в Ранней Византии//Кондаковские чтения II. Проблемы культурно-исторических эпох. -Белгород: БелГУ, 2008. -С. 200-204.
  • Гавриил (Бунге), схиархим. Моисей был кротчайший из людей. Немного о сущности старчества//Оптинский альманах «Добродетель ангелов». -Вып. 5. -Козельск: Введенский ставропигиальный мужской монастырь Оптина Пустынь, 2016. -С. 9-15.
  • История женщин на Западе: в 5 т./под ред. Ж. Дюби, М. Перро. -СПб.: Алетейя, 2014. -Т. I: От древних богинь до христианских святых. -600 с. -(Гендерные исследования).
  • Краснобаева Ю. Е. Институт вдовиц в раннехристианской церкви//Antiquitas luventae. -Саратов: СГУ, 2008. -С. 143-149.
  • Надеждин Н. А. Женщина христианка. Образ и значение женщины в христианстве. -М.: Отчий дом, 2000. -353 с.
  • Традиция женского аскетизма и монашества на ранневизантийском востоке (Египет и Палестина) . -URL: http://azvem.com/tradiciya-zhenskogo-asketizma-i-monashestva-na-rannevizantijskom-vostoke-egipet-i-palestina (28.08.2016).
Еще
Статья научная