Ель как дерево лесных духов в традиционных верованиях и обрядах карел и населения сопредельных территорий

Бесплатный доступ

Цель исследования, включая опубликованную ранее первую часть, - показать роль, которую занимала ель в карельской мифологии и обрядности, в частности ипостась мирового древа, жертвенное дерево семьи и рода и главное дерево потустороннего мира. Подобный анализ материала происходит впервые. Задачей статьи является поиск доказательств тезиса «ель - дерево духа леса». В Карелии, а также в Восточной Финляндии был известен дух леса под именем Тапио (Tapio), хозяин лесных зверей, к которому охотники обращались с просьбами об удаче. В качестве алтаря выбиралось особое дерево - ель с плоской вершиной («стол Тапио»). В начале охотничьего сезона в некоторых местностях следовало произнести заговор и принести Тапио жертву в виде ржаной лепешки, муки или воды из ключа, которые клали или выливали на «стол Тапио». Ветку с «ели Тапио» охотники на медведя носили с собой во время «обхода», заставляя зверя устроиться на зиму внутри определенного охотниками круга. Ель Тапио использовали также при лечении скота и охранении молодоженов от порчи. Для нужд умилостивления «лесной силы» (в том числе при лечении болезней) могли использовать любую ель или еловую хвою, помогающую от сглаза. Одним из выводов данного исследования является то, что чаще всего в рассказах карел и населения Европейского Севера в связи с лесными духами фигурирует ель. Ель выступает в качестве жилища лешего; унесенных лешим людей находят под елью; мох, растущий на ели, называют бородой лешего; а сам леший в быличках превращается в ель.

Еще

Европейский север, карелы, верования, дух леса тапио, жертвоприношения, охотничьи и скотоводческие обряды, лечебная магия

Короткий адрес: https://sciup.org/147226446

IDR: 147226446   |   DOI: 10.15393/uchz.art.2019.337

Список литературы Ель как дерево лесных духов в традиционных верованиях и обрядах карел и населения сопредельных территорий

  • Балашов Д. М. Сказки Терского берега Белого моря. Л.: Наука, 1970. 446 с.
  • Винокурова И. Ю. Мифология вепсов: Энциклопедия. Петрозаводск, 2015. 524 с.
  • Владыкина Т. Г., Панина Т. И. Образы лесных духов в удмуртской мифологии и фольклоре: палэсмурт («половинный человек/человекообразное существо -половинка»)//Ежегодник финно-угорских исследований. Ижевск, 2015. С. 59-67.
  • Власова М. Н. Энциклопедия русских суеверий. СПб., 2008. 622 с.
  • Конкка A. От колыбели до могильного креста (обряды и верования в рассказах панозерцев)//Панозеро: сердце Беломорской Карелии. Петрозаводск, 2003. С. 384-427.
  • Лавонен Н. А. Стол в верованиях карелов. Петрозаводск, 2000. 176 с.
  • Пименов В. В. Вепсы. Очерк этнической истории и генезиса культуры. М.; Л., 1965. 284 с.
  • Подюков И. А. Мифологический аспект промысловой традиции Прикамья//Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Сер. 3. Гуманитарные и общественные науки. Пермь, 2013. № 1. С. 85-95.
  • Соловьёва Я. Ю. Сюжетные версии былички о проклятых людях (к проблеме вариативности фольклорной традиции)//Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2009. № 4 (2). С. 148-156.
  • Черепанова О. А. Мифологические рассказы и легенды Русского Севера. СПб., 1996. 212 с.
  • Шутова Н. И. Дерево в традиционном удмуртском мировоззрении//Ежегодник финно-угорских исследований. 2011. № 2. С. 56-71.
  • Haavio M. Suomalainen mytologia. Helsinki, 1967. 544 s.
  • Holmberg U. Metsän peitossa//Кalevalaseuran vuosikirja. 1923. № 3. S. 16-60.
  • Paulaharju S. Syntymä, lapsuus ja kuolema. Vienan Karjalan tapoja ja uskomuksia. Jyväskylä, 1995. 248 s.
  • SKMT -Suomen kansan muinaisia taikoja. I-III. Helsinki, 1891-1912.
  • SKVR -Suomen kansan vanhat runot I-XXXIV. Helsinki, 1908-1948, 1995.
  • Turunen A. Kalevalan sanat ja niiden taustat. Pohjois-Karjalan kirjapaino OY, 1981. 415 s.
Еще
Статья научная