Дзёмонская традиция монументальных сооружений на Японском архипелаге: истоки, особенности, распространение

Автор: Табарев А.В., Иванова Д.А., Нестеркина А.Л., Соловьева Е.А.

Журнал: Археология, этнография и антропология Евразии @journal-aeae-ru

Рубрика: Эпоха палеометалла

Статья в выпуске: 4 т.45, 2017 года.

Бесплатный доступ

Дзёмонская традиция монументальных сооружений - одна из трех (наряду с яёйской и кофунской) в древних культурах Японского архипелага (острова Кюсю, Хонсю и Хоккайдо). Ее наиболее ранние проявления фиксируются уже в раннем периоде дзёмона (ок. 8 000 л.н.), а пик приходится на поздний (4 000-3 000 л.н.). В отличие от двух поздних традиций носителями дзёмонской были не земледельцы и скотоводы, а охотники-собиратели-рыболовы. Настоящая статья - первая в отечественной археологической литературе работа, в которой рассматриваются различные типы монументальных сооружений эпохи дзёмон (выкладки из камней, «каменные кольца», земляные насыпи, раковинные кучи геометрической формы), их распространение на территории архипелага, хронология, приводятся иллюстративные материалы (прорисовки, фото) по наиболее ярким комплексам (Юбунэдзава II, Оою, Комакино, Саннай Маруяма, Касори и др.). Предлагается гипотеза об истоках традиции в культурах финального палеолита и переходного к дзёмону времени (культура микосиба), а также проводятся параллели с памятниками (Устиновка-4, Суворово-4, Богополь-4) на сопредельных территориях Российского Дальнего Востока (Приморье). Учитывая многокомпонентность монументальных комплексов (тщательная планировка, следы деревянных конструкций, погребения, многочисленные предметы искусства, визуальные эффекты, астрономические ориентиры, «солнечные часы»), авторы публикации рассматривают их, в первую очередь, как мультифункциональные ритуальные центры. По объему материала и энергии, затраченных на их сооружение, монументальные комплексы эпохи дзёмон вполне сопоставимы с мегалитическими памятниками неолита Западной Европы.

Еще

Погребения

Короткий адрес: https://sciup.org/145145839

IDR: 145145839   |   DOI: 10.17746/1563-0102.2017.45.4.045-055

Список литературы Дзёмонская традиция монументальных сооружений на Японском архипелаге: истоки, особенности, распространение

  • Акю: исэки хаккуцу тё:са гай-хо: Сё:ва 51-52 нэндо, Нагано-кэн Сува-гун Хара-мура (Краткий отчет о раскопках 1976-1977 гг. памятника Акю, село Хара, уезд Сува, префектура Нагано). - Мацумото: Нагано-кэн тю:о:до: исэки тё:са-кай тё:са-дан, 1978. - 47 с. (на яп. яз.).
  • Акю:дзири исэки: Нагано-кэн бункадзай хаккуцу тё:са хо:коку-сё (Памятник Акюдзири: отчет об археологических раскопках Центра культурного наследия префектуры Нагано). - Тино: Тино-си кё:ику иинкай, 1993. - 260 с. (на яп. яз.).
  • Васильевский Р.С. По следам древних культур Хоккайдо. - Новосибирск: Наука, 1981. - 174 с.
  • Гнездилова И.С. «Кофун дзидай» - «эпоха курганов» Японии: история изучения методами археологии // Гуманитарные науки в Сибири. - 2015. - № 2. - С. 60-64.
  • Дайкухара Ютака. Памятники Тэндзинбара и Номура, префектура Гумма // Дзё:мон рандо сукэ:пу (Пейзажи эпохи дзёмон). - Токио: UM Promotion, 2005. - С. 118-121 (на яп. яз.).
Статья научная