Драматургические новации С. Пшибышевского и Л. Андреева: рецептивный аспект

Автор: Боева Галина Николаевна

Журнал: Ученые записки Петрозаводского государственного университета @uchzap-petrsu

Рубрика: Филология

Статья в выпуске: 7 (152), 2015 года.

Бесплатный доступ

Восприятие в России начала ХХ века Андреева как «двойника» Пшибышевского во многом объяснялось желанием найти новаторству русского писателя некий «эквивалент» в искусстве европейском. Декадент Пшибышевский, будучи «культовым» писателем славянского мира, как никто другой подходил на эту роль. Важную роль в создании ассоциативности двух имен для русского читателя сыграли издательская политика журналов «Весы» и «Золотое руно» и публичная дискуссия о «половом вопросе» в литературе рубежа веков. Оба писателя транслировали в своих пьесах актуальную для русского читателя философию пессимизма и индивидуализма, причем различия между «философией пола» Пшибышевского и метафизическими поисками Андреева зачастую игнорировались. Оба обращались к острым противоречиям современной жизни, в изображении которых часто концентрировались на исключительном, граничащем с патологией. Критика усматривала близость драматургической практики двух авторов на уровне тем и мотивов, символики, языка и стиля. Много общего обнаруживается в теоретических установках драматургов: отказ от зрелищности, декларация «живого символа», стремление воссоздать на сцене жизнь «нагой души» («психе») -причем этот ключевой для европейского модернизма концепт отнюдь не равен в их понимании традиционному психологизму. Писатели близки в смелом исследовании глубин подсознания, в обращении к мифу и в поисках нового синтеза в театре - синтеза эпического и драматического. Предпринятое сопоставление позволяет вести речь о типологической общности новаций Пшибышевского и Андреева, определяемой модернистской парадигмой. Схожей оказалась и судьба драматургического наследия двух писателей: после феноменального успеха оно было надолго забыто, а в настоящее время вновь становится актуальным в культурном пространстве.

Еще

Станислав пшибышевский, леонид андреев, театр, драматургия, новаторство, рецепция, символизм, критика

Короткий адрес: https://sciup.org/14750980

IDR: 14750980

Список литературы Драматургические новации С. Пшибышевского и Л. Андреева: рецептивный аспект

  • Андреев Л. Н. Письма о театре//Собрание сочинений: В 6 т. М.: Худ. лит., 1996. Т. 6. С. 509-558.
  • Белый А. Анатэма//Белый А. Собрание сочинений: В 9 т. Т. 8. М.: Изд-во «Республика»: Изд-во «Дмитрий Сечин», 2012. С. 370-373.
  • Белый А. Пророк безличия//Собрание сочинений: В 9 т. Т. 8. С. 10-19.
  • Козьменко М. В. Писатель Поль Бурже и гимназист Леонид Андреев: (Круг чтения и парадигмы поведения и письма)//Новый филологический вестник. 2009. № 3 (10). С. 108-116.
  • Леонид Николаевич Андреев: Библиография. Вып. 2а: Аннотированный каталог рецензий Славянской библиотеки Хельсинкского университета/Сост. М. В. Козьменко. М.: ИМЛИ РАН, 2002. 168 с.
  • Пшибышевский С. О драме и сцене//Пшибышевский С. Заупокойная месса: Проза, пьеса, эссе. М.: Аграф, 2002. С. 303-320.
  • Хвостов Б. А. Литература декаданса в Германии (к современному состоянию проблемы)//Новые российские гуманитарные исследования. Электронно-периодическое издание ИМЛИ РАН. 2012. № 7 . Режим доступа: http://www.mgumis.ru/artides/artide_MLphp?aid=446&bmn_rubrik_pl_artides=196.
Статья научная