"Донаучный" период в изучении петроглифов Китая

Автор: Комиссаров Сергей Александрович, Черемисин Дмитрий Владимирович

Журнал: Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология @historyphilology

Рубрика: Археология Китая

Статья в выпуске: 10 т.17, 2018 года.

Бесплатный доступ

В статье представлен самый ранний период в изучении петроглифов Китая, который мы условно обозначили как «донаучный». Первая целенаправленная фиксация наскального искусства происходит в памятниках фольклора, откуда перемещается в письменные произведения: трактаты, летописи и т. п. Делаются первые попытки объяснить происхождение петроглифов - как правило, через известные мифологемы (типа «след великана»). Наиболее заметную роль в рамках этого периода (на этапе Средневековья и Нового времени) играют географические и краеведческие описания. Из их числа следует особо выделить «Канон вод с комментарием» («Шуй цзин чжу»), написанный в начале VI в. Ли Даоюанем. В этом сочинении не только зафиксировано 19 местонахождений с петроглифами с точным описанием и «привязкой» к местности, но и приводятся связанные с ними легенды (если есть), а также сведения о культовом использовании памятников местным населением, которое продолжалось, судя по заметкам-чжи, и в более поздние времена. Таким образом, материалы о наскальном искусстве Китая, полученные во время «донаучного» периода их изучения, представляют ценный источник знаний о роли и месте традиционного искусства в меняющейся картине мира.

Еще

Петроглифы, фольклор, "шуй цзин чжу", ли даоюань, географические описания-чжи

Короткий адрес: https://sciup.org/147219886

IDR: 147219886   |   DOI: 10.25205/1818-7919-2018-17-10-30-37

Список литературы "Донаучный" период в изучении петроглифов Китая

  • Дэвлет Е. Г. Памятники наскального искусства: Изучение, сохранение, использование. М.: Науч. мир, 2002, 256 p.
  • Кобзев А. И. Шуй цзин // Духовная культура Китая: энцикл.: в 5 т. М.: Вост. лит., 2009, Т. 5: Наука, техническая и военная мысль, здравоохранение и образование.
  • Комиссаров С. А., Черемисин Д. В., Кудинова М. А. Самая большая писаница в Китае // Современные решения актуальных проблем евразийской археологии: сб. науч. ст. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2018. Вып. 2. С. 267-269.
  • Окладников А. П. Лики древнего Амура. Новосибирск: Зап.-Сиб. кн. изд-во, 1968.
  • Окладников А. П. Петроглифы Байкала - памятники древней культуры народов Сибири. Новосибирск, Наука, 1974, 165 с.
  • Сыма Цянь. Исторические записки (Ши цзи) / Пер. с кит. и коммент. Р. В. Вяткина и В. С. Таскина, под общ. ред. Р. В. Вяткина; вступит. ст. М. В. Крюкова. М.: ГРВЛ, 1972, т. I, 440 с.
  • Сыма Цянь. Исторические записки (Ши цзи). Пер. с кит., предисл. и коммент. Р. В. Вяткина. М.: Вост. лит., 1992, т. VI, 483 с.
  • Черемисин Д. В., Прокофьева И. В., Комиссаров С. А. Петроглифы Тибета // Вестн. Новосиб. гос. ун-та. Серия: История, филология. 2006, т. 5, вып. 3: Археология и этнография (приложение 2). С. 248-255.
  • Шер Я. А. Петроглифы - древнейший изобразительный фольклор // Тропою тысячелетий: К юбилею М. А. Дэвлет. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2008, с. 28-30.
  • Шицзин: Книга песен и гимнов / Пер. с кит. и коммент. А. А. Штукина. М.: Худ. лит., 1987, 351 с.
  • Bahn P. The Cambridge Illustrated History of Prehistoric Art. Cambridge: Cambridge Univ. Press., 1998. 302 р. +XXXII pl.
  • Ли Фуцин (Б. Л. Рифтин). Шэньхуа юй гуйхуа - Тайвань юаньчжуминь шэньхуа гуши бицзяо яньцзю [李福清。神话与鬼话 - 台湾原住民神话故事比较研究(增订本)]. Мифы и рассказы о духах - сравнительное изучение мифологических повествований аборигенов Тайваня (изд-е испр. и доп.). Пекин: Шэхуй кэсюэ вэньсянь чубаньшэ, 2001. 410 с. (на кит. яз.)
  • Чэнь Чжаофу. Гудай яньхуа фасянь ши [陈兆复。古代岩画]. Древняя наскальная живопись. Пекин: Вэньу чубаньшэ, 2002. 248 с. (на кит. яз.)
  • Чэнь Чжаофу. Чжунго яньхуа фасянь ши [陈兆复。中国岩画发现史]. История открытия наскальной живописи в Китае. Шанхай: Шанхай жэньминь чубаньшэ, 2008. 437 р. (на кит. яз.)
Еще
Статья научная