Дихотомия созерцательного и действенного отношения к миру в онтологии человеческой жизни И. С. Тургенева

Автор: Головко Вячеслав Михайлович

Журнал: Проблемы исторической поэтики @poetica-pro

Статья в выпуске: 1 т.18, 2020 года.

Бесплатный доступ

Предметом научной рефлексии являются «созерцание» и «действие» как способы отношения человека к миру, к бытию, обоснованные и реализуемые в онтологии человеческой жизни И. С. Тургенева, мыслителя и художника. Наличие «мысли» и «воли», сознания и деяния, познания и преобразования рассматривается писателем в качестве фундаментальной характеристики человеческого способа существования. Это смысловое ядро философско-антропологической концепции в статье-речи «Гамлет и Дон-Кихот» (1860), основополагающей для исследований тургеневского творчества на уровне исторической поэтики. Деятельностный подход к человеку, укреплявшийся на рубеже классического и неклассического этапов развития философской мысли - времени формирования мировоззрения Тургенева, обусловливает сближение сущностей противоположных «коренных типов», переход их идеального бытия в сферу бытия реального, их в равной мере значимое противостояние «злу и лжи». В результате в интерпретации Тургенева образы Гамлета и Дон-Кихота объединяются «служением истине» и «понятием о высоком достоинстве» личности, в чем объективируется «природа» и «сущность человека». Следовательно, анализ эйдоса гамлетизма и донкихотства мог осуществляться Тургеневым только в парадигме универсального социально-космического закона взаимосвязи противоположностей «центростремительных» и «центробежных сил природы» и их направленности к синтезу. «Трагическая сторона человеческой жизни», порождаемая недостижимостью данного синтеза, преодолевается на путях постижения «истины», «истинного смысла природы». Более того, онтологическая идея «разрешения и примирения всего существующего в Другом», аргументированная Тургеневым на воззренческом и эстетическом уровнях, является основой определения смысла жизни человека. Этот смысл обретается в соотношении содержания всей его жизни с миром, обществом, с другими людьми во имя воплощения «идеала», «водворения истины» и «справедливости». В результате созерцание и дейс

Еще

Тургенев, философия литературы, онтология человеческой жизни, художественная антропология, созерцание, действие, истина, достоинство, другой, сюжетология, характерология

Короткий адрес: https://sciup.org/147226240

IDR: 147226240   |   DOI: 10.15393/j9.art.2020.7662

Список литературы Дихотомия созерцательного и действенного отношения к миру в онтологии человеческой жизни И. С. Тургенева

  • Веселовский А. Н. Историческая поэтика. - М.: Высшая школа, 1989. - 406 с.
  • Головко В. М. Историческая поэтика русской классической повести: учебное пособие. - М.: Флинта: Наука, 2010. - 280 с.
  • Головко В. М. Действие и созерцание как составляющие онтологии человеческого существования в интерпретации И. С. Тургенева // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. - 2013. - № 6. - С. 171-175.
  • Головко В. М. Философский дискурс И. С. Тургенева как значимое целое / 2-е изд., стер. - М.: Флинта: Наука, 2015. - 253 с.
  • Головко В. М. И. С. Тургенев: искусство художественного философствования. - М.: Флинта, 2018. - 344 с.
  • Жукова О. А. Тургенев в философской перспективе: российский дискурс // Вопросы философии. - 2019. - № 7. - С. 162-174.
  • Захаров В. Н. Снова о перспективах изучения исторической поэтики // Проблемы исторической поэтики. - 2018. - Т. 16. - № 1. - С. 7-16.
  • Зеньковский В. В. История русской философии: в 2 т. - М.; Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. - Т. 1. - 544 с.
  • Кириленко Г. Г., Шевцов Е. В. Философия. - М.: АСТ, 2009. - 672 с.
  • Лосев А. Ф. Страсть к диалектике: Литературные размышления философа. - М.: Советский писатель, 1990. - 320 с.
  • Москвина Р. Р., Мокроносов Г. В. Человек как объект философии и литературы. - Иркутск: Изд-во Иркутск. ун-та, 1987. - 200 с.
  • Мурзин Н. Н. Природа великих литературных героев в критическом наследии И. С. Тургенева // Часы Ивана Тургенева. Международная конференция "Иван Сергеевич Тургенев: философствующий писатель и политический философ. К 200-летию со дня рождения". Всемирный день философии, 15 ноября 2018 года [Институт философии РАН] / отв. ред. С. А. Никольский. - М.: Голос, 2018. - С. 175-193.
  • Никифоров А. Л., Соколова Т. Д. Правда и истина как ключевые понятия философии истории: к эпистемологической оценке исторических сочинений // Вопросы философии. - 2018. - № 12. - С. 81-85.
  • Рубинштейн С. Л. Человек и мир. - СПб.: Питер, 2012. - 224 с.
  • Тиме Г. А. Россия и Германия: философский дискурс в русской литературе XIX-XX веков. - СПб.: Нестор-История, 2011. - 456 с.
  • Черников М. В. Концепты "правда" и "истина" в русской культурной традиции // Общественные науки и современность. - 1999. - № 2. - С. 164-175.
  • Шалыгина О. В. К вопросу выработки подходов к изучению философии писателя (на материале чеховедения) // Русская литература и философия: пути взаимодействия / отв. ред. и сост. Е. А. Тахо-Годи. - М.: Водолей, 2018. - С. 241-260. (Серия "Русская литература и философия: пути взаимодействия". Вып. 1)
  • Эрн В. Ф. Г. С. Сковорода. Жизнь и учение. - М.: Путь, 1912. - 342 с.
  • Mackey L. An Ancient Quarrel Continued: The Troubled Marriage of Philosophy and Literature. Lanham: University Press of America, 2002. - 292 р.
Еще
Статья научная